«Аврора», «Диана» и «Паллада» — три крейсера русского флота

История родных сестер "Авроры" – главного крейсера революции
У главного корабля революции "Авроры" было две сестры — крейсеры "Диана" и "Паллада". Судьба у них сложилась довольно интересно.

Их было три. Три сестры, три античных богини, три бронепалубных крейсера I ранга – «Диана», «Паллада» и «Аврора». Судьба последней «сестры» известна всей стране, «Аврора» – главный символ Октябрьской революции. Вот уже почти 80 лет он находится на вечной стоянке у Петроградской набережной северной столицы. Но судьба «Дианы» и «Паллады» не менее интересна и даже в чем-то трагична.

Три сестры

Закладка кораблей произошла в один день – 23 мая 1897 года. Для Российской империи это был первый проект постройки военных судов такого класса. До этого страна довольно активно заказывала строительство тяжелых военных кораблей за границей. В частности, на верфях Филадельфии был сделан легендарный «Варяг». Однако в условиях гонки военно-морских вооружений царское правительство поручило строительство крейсеров отечественным судоверфям.

Имена будущим флагманам выбирал лично Николай II. Из предложенных вариантов он остановился на именах древнеримских богинь – Дианы, Паллады и Авроры. Свою роль еще сыграло и то, что так раньше назывались фрегаты, ранее входившие в состав императорского флота.

Но злая ирония заключалась в том, что «богини» оказались далеко не самыми удачными детищами отечественного судостроения. Несмотря на то, что заложили их практически одновременно, в строй корабли вошли в разное время. Осенью 1901 года «Диана» и «Паллада» были готовы к испытаниям. Однако сразу выяснилось, что крейсеры не могут достичь проектной скорости. Пришлось сокращать имеющееся на борту вооружение, но даже после этого скорость «Дианы» и «Паллады» не превышала 19 узлов. В итоге российский военный флот получил два слабо вооруженных и тихоходных крейсера, что было не особо ценным приобретением.

«Аврора» сошла со стапелей полутора годами позже. Конструкторы пытались на ходу внести в ее конструкцию изменения, но не особо преуспели в этом.

Все три сестры приняли участи в Русско-японской войне. Крейсеры «Диана» и «Паллада» были зачислены в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, а «Аврора» попала во 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Русские матросы новые корабли не любили за их тихоходность, и называли полушутливо то «Дашкой» и «Палашкой», а то и «сонными богинями». Тем не менее и «Диана», и «Паллада» успели поучаствовать в морских сражениях. Правда, судьба у них сложилась по-разному.

Из «Паллады» в «Цугару»

Самой несчастной оказалась «Паллада». Она стояла на внешнем рейде Порт-Артура и подверглась нападению со стороны японцев еще до официального объявления ими войны. Миноносцы врага 27 января 1904 года провели торпедную атаку против русских кораблей. «Паллада» получила повреждение, но осталась на плаву. Практически сразу она отошла в порт и встала на ремонт. А через несколько месяцев «Палашка» приняла участие в битве против японского флота в Желтом море.

Это сражение можно назвать в полной мере трагичным для наших морских сил. И хоть по итогам ни один корабль не оказался потопленным, японцы сумели дважды попасть по флагманскому броненосцу «Цесаревич» и убить разом все командование эскадрой – контр-адмирала Вильгельма Витгефта и всех офицеров его штаба. Строй русских кораблей оказался нарушен, возникла паника. В этих условиях часть эскадры решила прорываться во Владивосток, а часть отошла обратно в Порт-Артур. Среди отошедших оказалась и «Паллада», получившая в том бою легкие повреждения.

Многие слышали о трагичной истории осады Порт-Артура. Японцы, сумевшие с суши взять крепость в кольцо, своей береговой осадной артиллерией подбили стоящий на рейде крейсер «Паллада», и он лег на грунт в гавани порта.

Однако на этом его история не закончилась. Когда японцы вошли в город, они подняли крейсер и ввели его в состав своего флота в качестве учебного корабля, дав при этом ему новое имя «Цугару». До 1920 года на нем проходили обучение офицеры японских ВМС, после чего корабль окончательно исключили из списков флота. Закончила свои дни «Паллада» в 1924 году в качестве праздничной мишени – японцы показательно расстреляли крейсер в рамках празднования 25-й годовщины своей победы в Цусимском сражении.

Судьба «Дианы»

Второй богине – крейсеру «Диана» – повезло больше. Он тоже участвовал в том памятном сражении в Желтом море в июле 1904 года. Однако корабль оказался в числе тех, кто решил прорываться во Владивосток. От врага оторваться удалось, но сказывались полученные в бою повреждения и отсутствие запаса угля, достаточного для прибытия в порт. Пришлось заходить в принадлежащий французам Сайгон. И тут из Парижа, который поддался давлению Токио, пришел приказ – разоружить «Диану» и интернировать крейсер до конца войны.

После этого русско-японская война для него закончилась. В 1906 году крейсер вернулся на Балтику, некоторое время служил учебным судном для гардемаринов, а потом вместе с младшей сестрой «Авророй» воевал в Первой мировой войне – участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, нес дозорную службу и прикрывал свои более быстрые корабли.

После Октябрьской революции «Диана» вошла в состав Красного Балтийского флота. Однако крейсер, который был несовершенным уже к моменту спуска его на воду, к 1917 году устарел окончательно и бесповоротно. Артиллерию и боезапас с «Дианы» сняли и отправили на хранение в Кронштадт, экипаж в составе частей Красной Армии ушел на фронт, а сам крейсер встал на прикол в кронштадтском порту. В 1922 году его отбуксировали в Германию для разборки на металлолом.

Непотопляемая «Аврора»

Что касается судьбы главного крейсера революции и младшей сестры троицы богинь, то она хорошо известна многим. В 1904 году «Аврора» была включена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского и совершила свое «полукругосветное» путешествие из Балтики через Атлантику и Индийский океан на Дальний Восток. Примечательно прозвище, которым наградил тихоходный крейсер командующий. Зиновий Рожественский был очень несдержан на язык и часто давал вверенным ему кораблям нелицеприятные клички. Так, «Адмирал Нахимов» проходил у него под псевдонимом «Идиот», броненосец «Сисой Великий» – «Инвалидное убежище». А вот «Авроре» досталась хлесткое прозвище «Проститутка подзаборная».

Несмотря на обидную кличку «Аврора» с честью постояла за себя в разгромном для русских сил Цусимском сражении и оказалась в числе тех кораблей, которые не достались противнику и не были потоплены. Крейсер до конца войны простоял в Манильском порту, а потом вместе с «Дианой» вернулся на Балтику и после перевооружения принял участие в Первой мировой войне.

После прихода к власти большевиков «Аврора», совершившая самый главный выстрел в своей истории, не сразу стала символом революции. Сначала на ней готовили командиров флота, потом в качестве учебного корабля она совершила несколько дальних походов. В годы Великой Отечественной команда крейсера вместе с силами ПВО участвовала в отражении атак авиации немцев.

Точку в истории «Авроры» поставили в 1948 году, когда по постановлению Ленинградского Совета депутатов крейсер встал на постоянную стоянку у Нахимовского училища. Но и тогда он оставался учебным кораблем для юных моряков. И лишь в 1967 году «Аврору» наградили орденом Октябрьской Революции (уже второй по счету наградой), включили в число памятников союзного значения и сделали филиалом Центрального военно-морского музея.

Свои «братья» имелись и у легендарного судна современности – «Титаника». Он был вторым в проекте Olympic, и о судьбе парохода знают все. История его младшего собрата оказалась такой же трагичной, хотя и без большого количества жертв 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий