Гигантские истуканы острова Пасхи нынче уже не те. Вода, ветер и солнце неумолимо стирают черты лица, превращая статуи в оплывшие столбы. Местные жители пытаются остановить разрушение, поддерживая творения предков в «фотогеничном» виде, но на все 900 истуканов их сил явно не хватает. В туристических местах острова Пасхи моаи (так называются каменные статуи) помещены на постаменты, сгруппированы, приведены в порядок. А в отдаленных уголках можно встретить поверженных ниц гигантов. Сломанные, опрокинутые, иногда вообще без голов, они разбросаны по дальним краям острова как немое свидетельство катастрофы, которая произошла здесь сотни лет назад.
Катастрофы, которую некоторые ученые называют словом «экоцид», или экологическим самоубийством. Что случилось с цивилизацией острова Пасхи, зачем туземцы вырубили из камня такое огромное количество моаи, и за что обиделись на них, разрушив и свергнув с пьедесталов — на эти и другие вопросы ученые начали получать ответы лишь в конце XX века. Научные дискуссии о судьбе рапануйской цивилизации продолжаются и поныне, но общая картина ясна достаточно полно.
Не первобытное общество
Одинокий остров открыл в 1722 году голландский мореплаватель Роггевен. Момент высадки пришелся на день Пасхи, поэтому долго над названием гадать не пришлось. Холмистый, покрытый зеленой невысокой растительностью, с тремя жерлами потухших вулканов, остров произвел на голландца сильное впечатление. Он недоумевал, как на клочке суши в 20 днях плавания от берегов Южной Америки, оказались люди. Да не просто полудикие туземцы, а довольно развитая в технологическом плане цивилизация. Чего стоили одни только каменные истуканы с грубыми и мрачными чертами продолговатых лиц.
По поводу происхождения рапануйцев (туземцы называли свой остров Рапа-Нуи) у ученых сомнений нет: изучив останки людей, они пришли к выводу, что местная цивилизация имеет общие корни с народами Полинезии. Следовательно, рапануйцы попали на остров с запада, преодолев океан на лодках. Временной отрезок заселения уходит в глубины до нашей эры — приблизительно 700–900 года.
Сколько их было, первых покорителей острова, неизвестно, но по раскопанным фундаментам жилищ археологи сделали вывод, что к началу XIV века численность населения достигала 15 тысяч человек. Не так уж и мало, учитывая размеры острова (163,6 кв. км).
Каменные боги
Территория была разделена на участки, которыми правили кланы. Их вожди, согласно легендам, происходили из «длинноухих» (люди, которые специально вытягивали себе мочки ушей), а остальные жители относились к «короткоухим». Как гласят предания, именно предки «длинноухих» первыми приплыли на остров и основали там цивилизацию. Вот их и стали увековечивать в камне жители острова.
Древние скульпторы вырубали фигуры из скал инструментами из обсидиана, который в изобилии водился в жерле вулкана, а затем перемещали на территории своих кланов, расставляя их по границам лицом внутрь участка. Жители верили, что из-под насупленных бровей в глубине глазниц моаи заключена волшебная сила, которая оберегает родные земли, дает пропитание и жизнь.
Но как жители острова перемещали своих истуканов? Рубили они их в каменоломнях, и некоторые экземпляры достигали веса в 50 тонн при средней высоте в 13 метров. Транспортировать такую громаду без инженерных приспособлений невозможно. Нужны хотя бы простейшие рычаги и веревки. А изготовить их можно было только из древесины.
Райский уголок
Вот тут ученых и ждала первая загадка. Дело в том, что на острове Пасхи совсем не было древесной растительности. Основная флора — это скудные кустарники, тростник по берегам пресных водоемов и густая, но бесполезная трава. Именно эту картину и увидели европейские первооткрыватели острова, поразившиеся возможности рапануйцев перемещать своих истуканов и ставить их на пьедесталы.
Однако безлесым Рапа-Нуи был не всегда. В конце XX века ученые изучили ил озер и болот на острове и обнаружили там споры чилийской винной пальмы — самого большого в мире пальмового дерева. То что деревья были, подтверждают и обугленные их остатки, погребенные под слоем земли. А тут еще и палеонтологи нашли кости множества птиц и останки дельфинов. Это важно, так как в отличие от множества полинезийских островов, Рапа-Нуи не окружен коралловыми рифами, следовательно, изобилия рыбы в его прибрежных водах не наблюдалось. Поэтому древние рапануйцы выходили на лодках в море охотиться на дельфинов. А кроме этого, у них имелся и альтернативный источник питания — птицы, коих ученые насчитали 25 видов.
Получается, остров Пасхи представлял в древности настоящую благодать. Ровный мягкий климат, густые высокие леса, защищающие от ветра, много пресной воды, обилие птиц и дельфинов, плодородная земля. Все это гарантировало сытую жизнь и безбедное существование. Но однажды что-то пошло не так…
Последнее дерево
В общем-то, слово «однажды» тут не вполне уместно, ведь рубить сук, на котором сидели, рапануйцы стали сразу с момента заселения. Им требовались каноэ для охоты на дельфинов и топливо для костров. Но главное — нужны были рычаги для перемещения статуй. Поэтому основная масса деревьев уходила именно на эти цели.
Радиоуглеродный анализ головешек показал, что рапануйцы перестали сжигать деревья в начале XVII века. Интересно, что чувствовал человек, который срубил последнюю пальму? Знал ли он, что обрекает остров на вымирание, или последнее дерево уже ничего не решало в судьбе цивилизации острова Пасхи?
А дальше привычный уклад рапануйцев посыпался, как костяшки домино, поставленные вертикально. Не стало леса — пропало сырье для изготовления лодок. Охотиться на дельфинов стало невозможно. Потом остров покинули птицы, лишенные возможности вить гнезда в кронах. Без корней деревьев верхний слой почвы стали выдувать сильные ветры, упали урожаи овощей, замаячил призрак голода.
Но рапануйцы продолжали делать статуи и ставить их на своей земле, используя остатки рычагов и веревок. Они верили, что волшебные истуканы спасут их от голода, дадут кров и пищу. Моаи молчали, а запасы еды таяли на глазах. И тогда началась война — «короткоухие» обвинили «длинноухих» что те не уберегли остров от гнева богов, и взялись за оружие.
Конец цивилизации
Началом XVII века датируются найденные на острове наконечники копий, и тогда же рапануйцы изготовили последнюю статую. Только вот вытащить ее из каменоломни не смогли — не хватило веревок и рычагов. Вот и полулежит сейчас каменный гигант длиной 22 метра — молчаливый памятник отчаяния и безнадежности.
Война закончилась победой «короткоухих». Истребив свою элиту, они стали свергать моаи с пьедесталов. Зачем нужны каменные боги «длинноухих», которые не могут вернуть прежнее изобилие? Существовал в разрушении статуй и практический смысл. Землю надо было защищать от ветров, поэтому обломки моаи пошли на строительство оград для огородов и пашен. Из них же рапануйцы сооружали каменные курятники, оберегая последнюю оставшуюся на острове птицу от посягательств воров.
Они выжили. И когда голландец Роггевен высадился на остров, его встречали около 2000 сытых и вполне дружелюбных аборигенов. На их полях рос сладкий картофель, ямс и сахарный тростник, внутри каменных оград кудахтали куры. Не было лишь одного — деревьев. Увы, уничтоженный лес уже было не вернуть.
А дальше началась печальная страница острова Пасхи, связанная с работорговлей, принудительной депортацией туземцев, эпидемиями оспы и чумы. Постепенно история цивилизации, передаваемая от поколения к поколению, стала забываться и обрастать выдуманными деталями. Так что вполне возможно, что братоубийственная война — это миф, дошедший до ученых в искаженном виде. Да и экологическая катастрофа могла развиваться совсем по другому сценарию.
Альтернативная версия
Альтернативная версия гласит, что в исчезновении деревьев виноваты не люди, а крысы. Их завезли на своих каноэ первые поселенцы, а потом зверьки, славящиеся своей способностью быстро размножаться, атаковали местные пальмы. Они очень ловко лазили по стволам и разгрызали семенные коробочки, что лишало растения способности размножаться. В качестве доказательства сторонники этой версии приводят многочисленные останки крыс и большое количество расколотых и обглоданных орехов.
То есть, рапануйцы вовсе не экологические самоубийцы, а образец устойчивого развития общества. В условиях изоляции они сумели не только выжить, но и оставить мощный культурный след в виде каменных истуканов и до сих пор не расшифрованной письменности. А погубил их не экоцид, а самый настоящий геноцид со стороны европейцев. Огнестрельное оружие бледнолицых и их болезни — вот главные причины падения рапануйской цивилизации, считают некоторые ученые.
Что же до дня сегодняшнего, то население Пасхи составляет 7500 человек. Это в основном чилийцы и выходцы с полинезийских островов Тихого океана. К рапануйцам они не имеют никакого отношения, но берегут их память, ухаживая за статуями и рассказывая туристам печальную историю древней цивилизации, подписавшей себе смертный приговор.