Один из крупнейших мегаполисов мира — Мехико. Окраина города, где нет блестящих стеклянных фасадов центра и его лоснящихся вывесок. Огромное озеро, бывшее когда-то крупнейшим водоемом центральной Мексики, а ныне практически полностью пересохшее. Оно оставило после себя разветвленную систему естественных и искусственных каналов и небольших островов, заросших густой зеленой растительностью. Неторопливое путешествие по запутанному лабиринту этих каналов на лодке с нанятым за большие деньги провожатым. Он постоянно оглядывается, словно запоминая дорогу назад и в твоей душе поселяются первые ростки страха и тревоги – а мы вернемся домой?
И вот за очередным водным поворотом показывается искомый остров – цель путешествия. Сначала он производит впечатление заброшенного – прогнившая деревянная пристань, больше похожая на деревенские мостки, какие-то ветхие постройки, сплошь покрытые растительностью. А потом появляются они. Заплесневелые, с черными провалами пластмассовых глазниц, почерневшие от времени, лишившиеся частей и одежды.
Куклы. Они на этом острове повсюду – на деревьях, на перилах самодельной пристани, на стене дома, на бамбуковой изгороди. Висящие, нанизанные, проткнутые, небрежно подвешенные – их так много и они такие ужасные в своей ветхости, что в голову приходит сравнение с воплем подсознания какого-то безумца. И это очень недалеко от истины и истории этой пугающей экспозиции.

Итак, жуткий остров кукол в местечке Сочимилько в пригороде Мехико. Историю возникновения этой притягательной в своей странности коллекции кукол можно было бы начать так:
Когда-то давно, еще в середине XX века, жил в Сочимилько странный сеньор Джулиан Сантана. Родился он в далеком 1921 году и вроде бы поначалу в его поведении не было никаких странностей. Сантана работал на местной обувной фабрике, выпивал по выходным, не имел жены и детей – ну и что такого? Обычная жизнь, которую проживают десятки тысяч бедных мексиканцев. Хватает на кров над головой, чашку еды и бутылку дешевого виски – значит, жизнь не такая уж и плохая штукенция!

Но потом случилось странное: неизвестно, то ли под влиянием винных паров в одурманенной голове, то ли под воздействием каких-либо других факторов, но стал сеньор Сантана вдруг неожиданно собирать кукол. Первую он притащил из мусорного бака неподалеку, вторую без руки и с одним глазом нашел на берегу местного пересыхающего канала. А потом понесло – Сантана увлекся собирательством ни на шутку. Причем, его не интересовали новые игрушки в красивых розово-голубых одеждах с огромными бантами в искусственных волосах. Нет. Сантана собирал исключительно старых и брошенных кукол. Он не гнушался ничем – будь то деревянная или пластмассовая, резиновая или тряпичная, без головы или без конечностей. В коллекцию шло всё.

А потом кукол стало настолько много, что они перестали помещаться в лачуге коллекционера. Тогда Сантана нанял лодку и перебрался на один из многочисленных островов среди каналов наполовину пересохшего озера. Было это в 1975 году и незанятых островов в то время еще хватало. Выбрав клочок суши по душе, Сантана сгрузил на нем всю свою коллекцию и стал обживать остров.
Дон Джулиан построил здесь себе хижину, разбил огород и стал жить натуральным хозяйством – выращивал овощи и ловил в канале рыбу. Связь с внешним миром он держал через своего племянника, который раз в неделю приплывал на остров, забирал излишки продуктов и привозил выменянных на товар кукол. А для них здесь настало полное раздолье! Сантана в художественном беспорядке разместил предметы своей коллекции на окрестных деревьях, подвесив кукол на веревках или прикрепив их к стене дома.

Со временем этих уродцев у него скопилось так много, что место творческого беспорядка занял полный хаос. Кукол Сантана прикреплял к окрестным деталям как попало – кого нанизал на бамбуковые колья, кого прибивал гвоздями к деревьям. Несколько десятков лет куклы находились под открытым небом, ливнями и палящим солнцем и год за годом теряли свой первоначальный кукольный облик. Они стали превращаться в жутких монстров из детских кошмаров с почерневшими лицами, заплесневелыми туловищами, грязные, мятые, с неподвижными мутными глазами, а кто и вовсе без глаз…
Обнаружили этот мрачный и жуткий остров кукол экологи, которые производили чистку каналов. Они-то и разнесли весть о кукольном острове. Но по настоящему популярным это место стало после смерти синьора Джулио Сантаны (он умер в 2001 году). А начавшаяся эпоха цифровых технологий и социальных медиа сделала остров кукол известным на весь мир.

Атмосферные фотосессии, любительские видео и рассказы в соцсетях превратили пристанище кукол в обязательную точку в маршрутах всех тех, кто ищет нестандартные достопримечательности. В наше время остров управляется наследниками Сантаны, которые заботливо развешивают на веревки и прибивают гвоздями все новых и новых уродцев.
А нам, не бывавшим на этом острове, даже глядя на фотографии, можно понять, что это место оставляет какое-то гнетущее и тягостное впечатление. И ведь что интересно – старик Сантана вовсе не хотел превращать своих кукол в монстров, скорее всего у него и в мыслях такого не было. Он заботливо собирал и размещал предметы своей коллекции. А все остальное сделала природа, наградив остров кукол изрядной долей мрачности и жути.