За 30 лет до Октябрьской революции страна чуть было не лишилась враз всей императорской семьи. И причиной события стали вовсе не террористы или революционеры, а обычное российское головотяпство и разгильдяйство, обернувшееся полным бардаком.
И бардаком где — на железной дороге. В месте, где всё подчинено строгим правилам и инструкциям. Но это сегодня. А в XIX веке на «чугунных магистралях» властвовала управленческая и эксплуатационная анархия. Дороги строило не государство, а частные компании. Где-то на совесть, а где-то лишь бы лишь бы. Общего контроля за безопасностью движения не было вовсе. Все это и привело к крушению литерного поезда Александра III, в котором императорская семья возвращалась в столицу из отдыха в Крыму.
Авария случилась 29 октября1888 года недалеко от станции Борки (ныне Харьковская область Украины). В начале третьего дня вся семья собралась в вагоне-ресторане на обед. Не было только младших детей — они остались с нянями в спальном вагоне. Не успели сановные особы рассесться по местам, как последовал толчок, удар, а потом вагон сошел с рельсов и опасно накренился над откосом.
Все, кто в нем находился, чудом выжили. За это стоило благодарить конструкцию вагона — он был тяжелее и прочнее остальных, что позволило ему не сложиться словно карточный домик, как это произошло с остальными вагонами. Остались живы и младшие дети Александра, тоже находившиеся в укрепленном вагоне. А вот прислуге и охране не повезло — в результате катастрофы под Борками погибли 21 человек, а 69 получили ранение.
Газеты в один голос уверяли читателей в террористическом следе. Но истинная причина крушения была в другом. А именно в бардаке, который царил на железной дороге. При следовании поезда нарушили всё, что только можно. Состав был чересчур длинный, ехал он с большой скоростью (70 км/час против необходимых 45 км/час). А главное — путь находился в аварийном состоянии. Фактически рельсы просто разошлись в стороны под тяжелым и скоростным императорским составом.