Есть у железнодорожников одно неприятное слово — «самоуход». Это когда вагон, стоящий на одном месте вдруг приходит в движение. Причины могут быть самыми разными, а последствия непредсказуемыми. Но когда в движение приходит целый состав, и не какой-нибудь, а электропоезд — такое случается крайне редко. Но именно это и произошло 11 ноября 2002 года на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга.
В депо на плановом техническом обслуживании стоял электропоезд. Его закрепили всего одним тормозным башмаком, чего явно было недостаточно. «Обкатку» проводили несколько ремонтных бригад, включая машиниста электропоезда. И получилось так, что один из слесарей поднял токоприемники и включил вспомогательные двигатели. А после этого цепь мелких неисправностей привела к тому, что самопроизвольно собралась схема тяги, и поезд сам пришел в движение.
В это время в нем не было никого, кроме одного единственного слесаря, который запаниковал и вместо того, чтобы сорвать стоп-кран, побежал в хвостовую кабину. А неуправляемая электричка меж тем, взрезая стрелочные переводы, катилась по путям прямиком в тупик Балтийского вокзала, где происходит посадка и высадка людей.
Пассажиры, увидев заезжающий на 2-й путь электропоезд, подошли к маршрутному табло, чтобы узнать о станции назначения. Это их и погубило. В 10:17 на скорости 41 км/час состав снес призму тупикового упора, сбил опору контактной сети и маршрутное табло, после чего выехал на перрон прямо на находившихся там людей. В этой аварии погибло 4 человека и 9 получили ранения.
Вот такой вот «самоуход».
