23 июля — первый групповой перелет в России

Первый групповой перелет в России
Первое соревнование аэропланов в России состоялось 23 июля 1911 года. Перелет из Москвы в Питер многим авиаторам дался весьма тяжело.

Несколько тысяч горожан собрались в этот день на Комендантском аэродроме под Петербургом. Ровно в 12:00 взлетела сигнальная ракета, одновременно с ней грохнули пушки, а в воздух поднялись один за другим девять аэропланов.

Так 23 июля 1911 года начался первый в России групповой перелет из Санкт-Петербурга в Москву. Это сейчас полет между двумя столицами занимает чуть больше часа, а в начале века на 725 километров пути авиаторы затратили целые сутки. Разумеется, не все 24 часа они провели в воздухе. В 1911 году воздухоплавание было рисковым и опасным занятием, требующим бережного отношения к аэропланам. Поэтому пилоты летели строго по определенному маршруту с обязательными посадками в Новгороде, Валдае, Вышнем Волочке и Твери.

И даже при этих условиях до финиша долетели не все. А точнее, до него добралась лишь одна машина из девяти. Остальные сошли с дистанции, а для некоторых полет закончился трагически.

Владимир Слюсаренко потерпел крушение у села Славянка. Он был серьезно ранен, а его пассажир Шиманский погиб. Максимилиан Лерхе упал близ Новгорода, получив серьезное ранение головы. Александр Агафонов долетел до Вышнего Волочка и сломался. Михал Сципио дель Кампо закончил полет в Крестцах — тоже поломка. Борис Маслеников потерпел крушение около Тосно, получив ранение грудной клетки. Аэроплан Сергея Уточкина упал около Крестцов, пилот потерял сознание. Георгий Янковский еле дотянул до Торжка — его машина чуть не развалилась в воздухе.

До Москвы долетел только Александр Васильев. В своих мемуарах он позже написал, что был близок к тому, чтобы прекратить это ненужное соревнование, выпустить штурвал из рук и, «закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти».

Когда его аэроплан приземлился на Ходынском поле в Москве, к нему бросились зрители, ожидавшие прилета. Все кричали от восторга, женщины махали платками, мужчины кидали шапки вверх. А на маленьком высоком сиденье неподвижно застыл пилот, смотря пустым взглядом сквозь толпу и не веря, что этот кошмар уже позади.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий