14 декабря — покорение Южного полюса

Покорение Южного полюса
Южный полюс покорился норвежцу Руалю Амундсену 14 декабря 1911 году. А вот его конкуренту не повезло — Роберт Скотт замерзна обратном пути.

В январе 1911 года на шельфовый ледник Росса в Антарктиде практически одновременно высадились две полярные экспедиции, которым было суждено навеки вписать свое имя в историю покорения Ледового континента. Первой командовал британец Роберт Скотт, второй — норвежец Руаль Амундсен. Цели у них были одинаковые — достичь Южного полюса и сделать это первыми.

Разумеется, в гонке не может быть два победителя. Выиграл ее Амундсен, достигнув полюса 14 декабря 1911 года. А вот его соперник опоздал на целый месяц. Почему так получилось, ведь вышли они с небольшой разницей во времени и расстояние преодолели почти одинаковое?

Всему виной разные подходы к организации экспедиции. У Амундсена случайных людей в группе не было — все полярники со стажем и превосходные лыжники. Состав группы Скотта: он сам, зоолог, кавалерист, моряк и морской офицер. Один из них вообще купил место в экспедиции за 1000 долларов.

До полюса 1300 километров в экстремальных условиях. Амундсен берет с собой 52 гренландских лайки, которые тянут сани с продовольствием и сами по мере продвижения становятся пищей. Скотт положился на маньчжурских лошадок и мотосани. Первых впоследствии пришлось пристрелить, так как они плохо переносили холод и вязли в снегу. А вторые попросту сломались на морозе.

Планирование. Амундсен каждые четыре дня устраивал длительный дневной отдых. А Скотт торопил и подгонял своих людей в надежде достичь полюса первым. В итоге группа так вымоталась, что еле добралась до конечной точки. А там их ждала пустая палатка Амундсена, норвежский флаг и записка Руаля.

А ведь еще впереди предстоял обратный путь. Амундсен добрался без приключений с 11 живыми лайками. А вся группа Скотта погибла за 300 километров до базового лагеря. Причиной можно считать всю ту же плохую организацию покорения. Дело в том, что в промежуточных складах Скотта ждало полное отсутствие топлива — керосин испарился из жестянок из-за того они были запаяны оловом, а оно потрескалось на морозе. Группа элементарно замерзла, пытаясь переждать буран и не дойдя 11 миль до промежуточного пункта.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий