Это была уникальная лодка, единственная в мире, обладающая повышенной глубиной погружения (1027 метров). Субмарина имела титановый корпус и не обнаруживалась никакими техническими средствами. Находясь на рекордной глубине, она могла наносить торпедные удары, оставаясь неуязвимой для неприятеля.
В январе 1989 года субмарине присвоили имя «Комсомолец», а спустя месяц она отправилась в первое свое боевое автономное плавание. Трагедия случилась 7 апреля, когда «Комсомолец» возвращался домой. В одном из отсеков из-за неисправности электрооборудования произошел пожар.
Пламя быстро распространилось на два соседних отсека, но в результате слаженных действий пожар удалось локализовать, и лодка поднялась на поверхность. Однако хоть и распространение огня задержали, он так и не был потушен, бушуя в 6-м и 7-м отсеках.
Авария произошла вдали от родных берегов и пока экипаж боролся с огнем, на выручку спешили наши суда. Помощь была уже близко, когда в результате пожара нарушилась герметичность корпуса, вышли из строя системы жизнеобеспечения и “Комсомолец” стал стремительно тонуть. Оперативно развернули спасательные плоты, два из которых спустили на воду. Один из них перевернулся, второй отнесло в сторону.
“Комсомолец” ушел на дно за считанные минуты, 69 человек оказались в воде. Наше судно «Алексей Хлобыстов» первым подошел к месту аварии через 70 минут. Спасти удалось только 27 человек, 42 погибли в ледяной воде.
