Неисторическая фантастика «Семнадцати мгновений весны»

Неправда в «Семнадцати мгновений весны»
«Семнадцать мгновений весны» — нетленная советская классика. Но она содержит в себе несколько логически грубых ошибок и технических ляпов.

Февраль 1945 года. Советское командование узнает о попытках германского руководства заключить сепаратный мир с западными державами. Резиденту военной разведки Максиму Исаеву поступает приказ из Центра выяснить, кто именно из гитлеровских высших лиц затеял переговоры, и сорвать их. И он блестяще справляется с заданием — встречи Карла Вольфа и Аллена Даллеса в Швейцарии заканчиваются ничем.

Вот фабула сюжета книги Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» и снятого на его основе телефильма. Рассказанный автором эпизод действительно имел место, и Семенов при создании романа весьма глубоко погрузился в тему. Вот только это не помогло ему избежать логических ошибок, которые потом с успехом перенесла на экран Татьяна Лиознова. О них и поговорим.

Холостой штандартенфюрер

В основу повествования положена американо-британская операция «Санрайз», в ходе которой в швейцарском Цюрихе (а не в Берне, как в фильме) проходили встречи американского резидента Аллена Даллеса и высокопоставленного офицера СС Карла Вольфа. Касались они капитуляции германских войск в Северной Италии и сепаратного мира между Гитлером и странами Запада.

Благодаря успешной разведработе, об этих переговорах стало известно Советскому Союзу. Кто именно раскрыл операцию «Санрайз», так до сих пор неизвестно — архивы по-прежнему закрыты. Но это точно был не Максим Исаев, так как его образ полностью вымышленный — это известно многим.

Но придумывая образ Штирлица, Семенов не слишком хорошо изучил быт и нравы, царившие в гитлеровской Германии. Иначе бы не оставил своего героя холостым. Штирлиц дослужился до штандартенфюрера СС (полковника в переводе на общевойсковые звания), будучи не обремененным узами брака. Однако сделать карьеру в Третьем рейхе неженатому человеку было просто невозможно — наличие семьи служило одним из непременных условий членства в СС и в аппарате РСХА. Недаром во всех характеристиках, которые зачитывает за кадром Ефим Копелян, звучит фраза «отличный семьянин».

Впрочем, возможно, Семенов знал об этом, да только не ложился в канву повествования образ Штирлица с женой-немкой и детьми, непременными участниками Гитлерюгенда.

Бессонница Штирлица

С холостой жизнью Штирлица связана и еще одна логическая несостыковка. По фильму разведчик живет в загородном доме, играет с уличными собаками, подрезает еловые ветки, ходит по барам, приводит в дом дам, где пьет и танцует с ними. В общем, ведет обычную респектабельную жизнь, особо ни в чем себе не отказывая. И это на фоне аврала, творящегося в РСХА.

Работы у его коллег полно. Мюллер в кабинете Кальтенбруннера признается, что глаза у него красные, потому как из-за работы он не спит уже несколько ночей. Айсман говорит о себе то же самое: не спал трое суток, мечта — поспать семь часов. «Награду» Мюллера в виде пятичасового отдыха он принимает с большой благодарностью.

И на их фоне штандартенфюрер Штирлиц, ежедневно ночующий дома, находящий время для работы в саду и различных развлечений. Мало того, у него еще и «проблемы со сном». Когда Исаев входит в кабинет Рольфа, куда занесли рацию, он не придумывает ничего лучшего, как попросить снотворное. Да такая просьба должна насторожить любого — службисты по трое суток не спят, радуются пятичасовому отдыху, а тут штандартенфюрер Штирлиц, видите ли, бессонницей мается.

Странные соседи

Немного о реалиях фашистской Германии образца весны 1945-го, и прежде всего о работе германской спецслужбы. Речь идет об РСХА — Главном управлении имперской безопасности, административно-карательном монстре, объединявшем в себе функции полиции, разведки и контрразведки. В эту мощную структуру входило семь управлений: 1-е (кадры), 2-е (финансы), 3-е (анализ внутриполитической ситуации), 4-е (гестапо), 5-е (криминальная полиция), 6-е (политическая разведка) и 7-е (изучение враждебных идеологий). После расформирования Абвера появилось и 8-е управление, взявшее на себя функции военной разведки.

Герои фильма Мюллер и Шелленберг руководят каждый своим управлением. Первый — гестапо, а второй — политической разведкой. Но суть в том, что они весной 1945-го никак не могли встречаться в коридорах РСХА, так как еще в феврале Мюллер со своим ведомством перебрался на окраину Берлина из-за того, что в результате бомбежки пострадало громадное здание, в котором располагались структуры РСХА. По этой же причине Шелленберг со своим управлением переехал на Беркаерштрассе — в другой конец города. Поэтому между ведомствами Мюллера и Шелленберга было больше 10 километров. И ситуации, когда Штирлиц, выйдя из своего кабинета, встречает солдат, несущих чемодан с рацией в кабинет Рольфа (гестапо), не могло произойти в принципе.

Нелепы и допросы, проводимые Штирлицем, и его фальшивый арест Кати Козловой (Кэт). Политическая разведка, в которой работал Максим Исаев, не имела права вести следственные действия в Германии, и уж тем более кого-то арестовывать.

Еще одна эффектно обыгранная в фильме реалия — это выразительная черная форма, в которой на протяжении всей картины щеголяют сотрудники РСХА. Но такие мундиры относились к парадной форме СС, и надевались лишь по случаю каких-либо торжеств. В повседневной жизни офицеры РСХА носили форму серого цвета, что подтверждают кадры кинохроники. Да и вообще, черную форму отменили еще в 1944 году, когда немцам стало уже не до праздников.

Герои экранные и реальные

Теперь что касается главных героев. Всем известно, что образ Максима Исаева — собирательный, и реального прототипа он не имел. Но вот остальные участники телеповествования существовали на самом деле. Насколько экранные персонажи были похожи на своих прототипов? Тут консультанты фильма постарались хорошо — внешнее сходство вполне достоверное. Но это касалось лишь нацистских бонз — Гиммлера, Бормана, Геббельса, Геринга, Кальтенбруннера. А что до Мюллера, Вольфа и Шелленберга, то их реальных портретов Татьяна Лиознова перед съемками не видела, и выбирала актеров на эти роли, исходя из таланта и харизмы.

В результате с Мюллером режиссер не угадала полностью. По описаниям современников, группенфюрер СС Генрих Мюллер был невысокого роста коренастым человеком с тонкими сжатыми губами и карими немного запавшими глазами, которые смотрели на собеседника пристально и не мигая. Говорил он немного, предпочитал сдержанную манеру общения, никогда не улыбался и не разглагольствовал на отвлеченные темы. Образ шефа гестапо, созданный Леонидом Броневым, получился весьма далеким от оригинала. К тому же по Семенову Мюллер на 10 лет старше Штирлица (это понятно из его реплик), а в реальности тому в 1945-м было 45 лет. Кстати, сам Броневой в поздних интервью признавался, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то, скорее всего, отказался бы от съемок.

А вот с Карлом Вольфом Лиознова угадала — Лановой в целом похож на своего прототипа. Но самое великолепное ее актерское попадание — это Олег Табаков в роли Шелленберга. На экране глава 6-го управления РСХА — весьма обаятельный человек с интеллигентными манерами и привлекательными чертами лица. Реальный Шелленберг действительно отличался привлекательностью и даже слыл красавчиком. А еще он был одним из самых молодых (35 лет на конец войны) руководителей в нацистской Германии.

Убийство Клауса

Особняком в фильме и книге стоит сцена убийства Штирлицем провокатора Клауса. Вероятно, Семенов хотел этим эпизодом показать, что Штирлиц не только разведчик, но и настоящий антифашист, и борется с врагом, в том числе, лично устраняя провокаторов. Но вышло все совершенно нелогично. Если представлять советского разведчика как убежденного антифашиста, цель которого не только раскрыть заговор, но и отправить на тот свет как можно больше врагов, то было бы логичней убить тогда уж Бормана при первой их встрече.

А она максимально подходит для этого — ночь, подворотня, двое в машине, Борман приехал один и тайно. Ладно, в этой ситуации Штирлицу нужно было использовать Бормана как противовес Гиммлеру, но ведь ликвидировать остальных нацистских бонз у него было предостаточно возможностей. Он даже с Шелленбергом приятельствовал и ходил на футбольные матчи, чего не отравил своего шефа? Занял бы тогда его место, еще больше бы пользы принес. Но вместо этого Штирлиц сильно рискует, убивая никчемного провокатора. Никчемного, потому как всех не перестреляешь, ибо их плодит сама Система, и бороться с ней такими методами бесполезно.

Ляпы и неточности

Теперь об ошибках технического плана, которые принято называть киноляпами. К ним можно отнести эпизод, когда Штирлиц рисует шаржи на высших нацистских руководителей. Получаются они у него весьма выразительно — минимум линий, штрих сочный и яркий. Но карандаш такого следа не оставит, а шариковая ручка в ту пору еще не вошла в массовый обиход. Вспомните, когда Штирлиц пишет письмо у себя в кабинете, он пользуется простым пером, обмакивая его в чернильницу. В шаржах задействованы явно не чернила, а судя по толстой линии, это был фломастер. Но он появился на Западе лишь в начале 1960-х.

Настенные часы «Слава» в кабинете у Мюллера, грузовик ЗИЛ-130 на заднем плане (его начали производить в 1962 году), самолет Ан-2 с наспех нарисованной свастикой, советская сантехника в туалетах РСХА и в ванной комнате Штирлица, черные пластмассовые очки родом из 70-х — это все мелочи забавные и несущественные.

А вот закадровая информация, звучащая голосом Ефима Копеляна, изобилует штампами и неточностями. Например, непременное «истинный ариец» в характеристиках на членов НСДАП. Эта фраза лишена всякого смысла, ведь неарийцев в СС не было и быть не могло.

В характеристике Геббельса указано, что у него «образование среднее». Но это не так — главный пропагандист фашизма был доктором философии и еще в 1922 году защитил диссертацию об истории драматургии. То же касается и Геринга. У того за плечами были военное училище и военная академия, которые будущий рейхсмаршал закончил с наивысшей возможной суммой выпускных оценок.

Почему семнадцать?

Ну и напоследок о 17 мгновениях. Тот же Ефим Копелян в самом начале сообщает: «Мы расскажем вам лишь о 17 днях этой весны». Но временной промежуток показанной истории охватывает период с 12 февраля по 24 марта, из которых первые 17 дней вообще зимние, а не весенние.

Возможно, мгновениями их можно назвать только потому, что последние дни войны, опасные и трагические, пролетали очень быстро, приближая советские войска к долгожданной победе. Если так, то да. Ну а в целом название «Семнадцать мгновений весны» красивое, романтическое, но совершенно нелогичное. Что, впрочем, нисколько не умаляет достоинства всей картины.

На судьбе киногероя Олега Табакова стоит остановиться подробней, ведь карьера Вальтера Шелленберга полна загадок, а его контакты с СССР, возможно, сыграли не последнюю роль в судьбе маршала Тухачевского 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий