История «Восточного экспресса» – самого роскошного поезда Европы

История "Восточного экспресса" – самого роскошного поезда Европы
"Восточный экспресс" стал не только свидетелем разных исторических эпох, но и послужил ареной одного из самых известных романов Агаты Кристи.

Она откинулась на бордовую бархатную подушку спинки сиденья и задумчиво посмотрела на кофе в миниатюрной чашке из мейсенского фарфора. Поезд уже несколько часов стоял в плену снежных завалов в восьмидесяти километрах от Стамбула. Идеальное место для совершения преступления, все как она любила – замкнутое пространство, компания людей и злодей, которого невозможно угадать. Агата Кристи отодвинула остывший кофе и взяла в руку записную книжку. Сюжет будущего детектива принимал отчетливые очертания…

Поезд монархов

Все это произошло в «Восточном экспрессе» – суперфешенебельном поезде, который курсировал через всю Европу, начиная путь в Париже и заканчивая в Стамбуле. «Комфорт превыше всего!» – таков был девиз его создателей. И он был оправдан на все сто процентов.

Более дорогого, более роскошного поезда мир не знал ни до этого, ни даже после. Неслучайно «Восточный экспресс» прозвали поездом монархов. В разное время им путешествовали Николай II, бельгийский король Леопольд, болгарский монарх Фердинанд, президент Франции Поль Дешанель, основатель турецкого государства Кемаль Ататюрк, известные представители знаменитых дворянских семей и успешные бизнесмены.

Европейская реплика британского поезда

Его история началась в октябре 1883 года. Именно в этот день легендарный поезд впервые отправился по маршруту Париж – Константинополь. Но до этого изобретение бельгийского промышленника Жоржа Нагельмакерса прошло тернистый путь.

Впервые перевозить людей в комфортных условиях придумал инженер Джордж Пульман. В 1870 году он впервые в истории организовал поезд, целиком состоящий из спальных вагонов и дополнительного вагона–салона. Всё было сделано специально для денежных пассажиров, кои по достоинству оценили эту задумку. Но вагоны Пульмана ходили только по Британии – от Лондона до Брайтона. А в Европе о таком комфорте приходилось только мечтать.

Идея использовать пульмановские вагоны на континенте возникла у инженера Нагельмакерса сразу, как только он прокатился в роскошном поезде. Он предложил объединить усилия по строительству таких вагонов Джорджу Пульману, но тот отказал. Бельгиец не опустил руки и полностью скопировал идею Пульмана, усовершенствовав ее по степени комфортабельности и удобства для пассажиров. Так в Западной Европе появился «Восточный экспресс».

Помпезная роскошь

По современным меркам он был совсем компактным поездом – состоял всего лишь из 5 вагонов. При этом в одном из них ехал багаж, один использовался для размещения персонала, а в двух других с комфортом размещались пассажиры. И это были не просто вагоны – по степени убранства, удобства и продуманности размещения они могли посоперничать с пятизвездочными (по современным меркам) отелями. К услугам пассажиров были купе, отделанные ценными породами дерева с инкрустацией, сиденья оббитые ворсистым плюшем, занавески из тяжелого бархата, люстры из хрусталя, санитарная комната в каждом купе, библиотека и акварели Делакруа, развешанные на стенах.

Ну и изюминка поезда, то, до чего не додумался конкурент Пульман – вагон-ресторан. Он был полностью выполнен в стиле салонов времен Людовика XV с обилием золотой росписи, хрусталя и бархата. К обстановке прилагалась вышколенная армия официантов и большое разнообразие в меню.

Первоначально «Восточный экспресс» соединял только Париж и Вену, что совсем не тянуло на титул «трансъевропейский». Однако поддержка бельгийского короля Леопольда II позволила договориться, чтобы поезд не останавливался на границах. И вот в октябре 1883 года экспресс при мощном освещении прессы впервые отправился из Парижа в Стамбул.

Поезд, въехавший в историю

С годами «Восточный экспресс» становился только лучше, завоевывая все большую популярность среди богатой публики. Помимо членов королевских семей им пользовались дипломаты, промышленные магнаты и люди искусства. Кого только не видели стены этих роскошных вагонов: и знаменитая танцовщица-шпионка Мата Хари, и английская королева Елизавета II, и генерал де Голль, и император Австрии Франц-Иосиф – все они в разное время были пассажирами «Восточного экспресса». А королева детектива Агата Кристи путешествовала поездом не один десяток раз. Однажды она попала в снежную западню недалеко от Стамбула. В ожидании вызволения из снежного плена поезд тогда простоял несколько суток. Тогда-то у знаменитой писательницы и родилась идея романа «Убийство в Восточном экспрессе» с блестящей и как всегда неожиданной концовкой.

В богатой истории «Восточного экспресса» как в зеркале отразилась вся история Европы. Во время Первой мировой войны он на время прервал свой маршрут. Зато вместо него появился поезд «Балкан Цуг», который связал Берлин, Софию и Стамбул – страны, воевавшие против Антанты. Этот поезд знаменит тем, что в 1918 году он буквально въехал в мировую историю. В одном из его вагонов 11 ноября 1918 года германское командование подписало капитуляцию, положив конец Первой мировой войне.

А во время Второй мировой все повторилось – на арене опять возник псевдо–»Восточный экспресс», на котором лидеры третьего рейха ездили из Берлина в Турцию. Однако после окончания войны уже настоящий экспресс вновь соединил две части света, став символом богатой и процветающей Европы, своеобразной ее маркой качества.

Конец легенды

Во второй половине XX века мир стал неуклонно меняться. На континенте возникло два непримиримых политических лагеря, которые вели между собой «холодную войну». В этих условиях «Восточный экспресс» не смог стать поездом, объединяющим народы и нации. Наоборот, в пути возникали постоянные задержки, связанные с длительными стоянками на границах. Да и былой комфорт стал терять красоту и романтику. Изменились и лица пассажиров, снизилось качество сервиса.

Все это привело к тому, что в мае 1977 года «Восточный экспресс» отправился в свой последний путь. Вернувшись из Стамбула, он надолго остановился на запасных путях. История фешенебельного европейского поезда прервалась…

Конечно, потом будет и возрождение «Восточного экспресса», и настойчивый поиск его вагонов по всей Европе, и новые трансконтинентальные поезда под этой маркой. Уже без акварелей классиков на стенах купе, хрустальных люстр и ресторанов в стиле салонов времен Людовика XV. Но все это будет значительно позже. А пока…

***

А пока, достав записную книжку и мельком посмотрев на заснеженный пейзаж за вагонным стеклом, она торопливо записала на чистой странице:

Ранним морозным утром, в пять часов по местному времени, вдоль платформы сирийской станции Алеппо вытянулся состав, который железнодорожные справочники торжественно именовали экспресс «Тавры».

Впереди было несколько дней ожидания и готовый сюжет, который просился на бумагу.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий