21 июня 1941 года в Самарканде в ходе научной экспедиции советские ученые вскрыли гробницу Тамерлана (на самом деле Тимура, точнее Темура), великого полководца и завоевателя XV века. А уже на следующий день по радио прозвучали слова Молотова о вероломном вторжении гитлеровской Германии. Мало того, когда кости Тамерлана вернули на место и 20 ноября 1942 года запечатали склеп, под Сталинградом началось советское контрнаступление, ознаменовавшее коренной перелом в войне.
В том, что это байка, не сомневается ни один здравомыслящий человек, однако, когда в 2004 году вышел документальный фильм «Проклятие Тамерлана», даже самые убежденные скептики призадумались — уж больно складно рассказывал историю очевидец вскрытия гробницы советский режиссер и кинооператор Малик Каюмов. 90-летний ветеран поведал о таких подробностях, что в них хотелось верить безоговорочно, не анализируя факты на достоверность. А следовало бы, ибо то, что рассказал Каюмов — ложь от начала до конца.

«И будет бойня кровавая и страшная»
Собственно, впервые о проклятии Тамерлана режиссер написал еще в своих воспоминаниях «Жизнь моя — кинематограф», изданных в Ташкенте в 1982 году. Но тогда на эпизод никто не обратил внимания, в отличие от развесистой теле-клюквы канала «Россия».
Вот что рассказывал Малик Каюмович. Непосредственное вскрытие гробницы Тамерлана в Самарканде началось в 9 утра 21 июня 1941 года. Пока шли инженерные работы по установке техники и подъему тяжелой надгробной плиты, молодой кинооператор пошел выпить чаю в ближайшую чайхану.
Смотрю — там три древних старика сидят. Ну, я присел неподалёку. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумал?» Я улыбнулся, кивнув. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, кто заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Смотри, сынок, что в этой книге написано: кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные».
Каюмов, Малик. Жизнь моя — кинематограф /Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1982.

Встревоженный оператор передал эти слова остальным участникам экспедиции, но те в ответ лишь рассмеялись и на следующий день подняли наверх кости Тамерлана. Пришлось изрядно повозиться — кроме наружной нефритовой глыбы (которая, к слову, весила 90 тонн), сам саркофаг прикрывало несколько мраморных плит. На нефрите, по словам Каюмова, было начертано по-арабски: «Когда я восстану, мир содрогнётся». А на мраморе оказалось еще более грозное предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».
Обе надписи вызвали лишь улыбку у ученых. Но всем стало не до смеха, когда через несколько часов по радио прозвучало сообщение о начале войны.
Совпадение? Куда там! Далее Каюмов пишет, что проклятие Тамерлана не давало ему покоя, и когда он оказался на фронте, добился встречи с Жуковым, чтобы рассказать об этой истории. Генерал воспринял слова Малика серьезно и пообещал обсудить вопрос со Сталиным. И вот 20 ноября 1942 года прах полководца вернулся на место, после чего сразу же произошел перелом в Сталинградской битве.

Аксакалы и «древняя» книга
Сталинградскую часть «проклятия» даже обсуждать стыдно. Любому образованному человеку известно, что стратегическая наступательная операция «Уран» началась не 20-го, а 19 ноября, день этот был назначен заранее, да и самой операции предшествовала длительная подготовка. Нет, об этом даже не хочется писать.
Гораздо интереснее арабские надписи на могильных плитах и таинственные старцы, которые, оказывается, на самом деле существовали. И книга старинная тоже была. О ней рассказал в воспоминаниях Камол Айни — литературовед, филолог, советский и таджикский академик. В 1941 году ему было 13 лет и вместе со своим отцом писателем Садриддином Айни он присутствовал при вскрытии.
16 июня (а не 21-го, как писал Каюмов) после того как вскрыли дверь в мавзолей, к собравшимся ученым подошли три пожилых человека. Один из них обратился к Садриддину, протягивая старинную книгу. Он раскрыл её и сказал по-таджикски: «Вот эта книга старописьменная. В ней сказано: кто тронет могилу Тамерлана, всех настигнет несчастье, война».

Писатель Айни взял книгу, внимательно осмотрел ее, пролистал несколько страниц, а потом обратился к археологу-востоковеду Александру Семенову. «Это сборник эпоса о похождениях героев прошлого. Издан примерно в конце XIX века и слова о Тамерлане написаны на полях в качестве заметки». А потом писатель повернулся к старцам: «Слова о могиле Тимурлана — это традиционные изречения, которые пишутся, чтобы уберечь захоронения от искателей лёгкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей. Но ради научных целей в разных странах, как и у нас, вскрывали древние могильники и могилы деятелей прошлого. Вот ваша книга, изучайте её и думайте головой».
Никакой мистики
Теперь что касается надписей. На фотографиях, сделанных тем же самым Каюмовым, никакой арабской вязи на плитах не видно. Слова начертаны лишь на темно-зеленой нефритовой плите, но они содержат не проклятия, а перечень предков Тимура и суры из Корана.
Ну и по датам. К работам в Самарканде группа ученых (антрополог Герасимов, востоковед Семенов, археолог и математик Кары-Ниязов и писатель Айни) приступили 5 июня 1941 года. Первыми вскрыли захоронения сыновей Тимура, потом его внука ученого Улугбека, а останки самого Тамерлана подняли наверх не 21-го, а на день раньше, что противоречит утверждениям Каюмова.
Кроме того, из журналов лаборатории Герасимова известно, что учёный закончил работу «по всестороннему изучению останков тимуридов» 28 октября 1942 года. Затем была создана специальная комиссия, которая совершила погребение останков 20 декабря 1942 года (а не 20 ноября). И, кстати, сам Герасимов в своем труде «Основы восстановления лица по черепу» (1949 год) писал, что тимуридов (Тимура и его потомков), перезахоранивали еще в древности. То есть вскрытие усыпальницы в 1941 году не было первым — прах тревожили и раньше. И ничего — Луна на землю не упала, никаких катаклизмов не произошло.

Остается неясным вопрос — зачем столь грубая фальсификация понадобилась такому уважаемому и заслуженному человеку — режиссеру, оператору, Герою Соцтруда, народному артисту СССР Малику Каюмову? По отзывам хорошо знавших его людей, он всегда был мистически настроенным человеком, верил в древние предсказания и существование некой фатальной сущности. «Проклятие Тамерлана» наверняка придумано Каюмовым не специально — он просто убедил сам себя, что оно существует
Поверили Каюмову и телезрители с читателями. Не исключено, что продолжают верить до сих пор, ведь мистика так просто объясняет сложные события, в то время как реальность вокруг хаотична и непредсказуема. Особенно в нынешнее неспокойное время.




