Но почему аборигены съели Кука? Вся правда о гибели капитана

Гибель капитана Кука
Обычно о капитане и талантливом мореплавателе Джеймсе Куке знают то, что это исследователь южных морей, который был убит и съеден аборигенами. Но так ли это?

“Но почему аборигены съели Кука? За что — неясно, — молчит наука”, – пел в своей песне Владимир Высоцкий. Но неправ был Владимир Семенович – науке как раз хорошо известны обстоятельства гибели Джеймса Кука, ведь про тот случай сохранилось несколько десятков письменных свидетельств моряков, бывших в команде. Более того, Кука никто не ел – аборигены Гавайских островов вовсе не были каннибалами. Именно Гавайских островов, а не Австралии, как пел Высоцкий. В общем, сплошной полет фантазии. А ведь на самом деле все было гораздо трагичней.

Капитан Джеймс Кук
Джеймс Кук

Прославленный исследователь

Имя английского капитана Джеймса Кука хорошо знала просвещенная Европа XVIII века. К 1776 году за его плечами уже было два кругосветных путешествия. Это он открыл острова Новой Зеландии и Полинезии и нанес на карту восточное побережье Австралии. Это он первым пересек Южный полярный круг и назвал пролив, разделяющий Азию и Америку именем Витаса Беринга. Это благодаря дневникам Джеймса Кука весь мир узнал такие слова как кенгуру, бумеранг и табу. И, наконец, это Джеймс Кук первым открыл Гавайские острова, аборигены которых и расправились с прославленным мореплавателем. Но до этого еще было далеко, а пока капитан Кук собирался в свою третью кругосветную экспедицию, целью которой было открыть северо-западный проход между Атлантическим и Тихим океанами через моря и территории северной Канады.

Отправившись из Англии на двух кораблях, Кук планировал сначала достичь берегов Австралии, а потом двигаться вдоль восточного побережья Американского континента на север пока не будет найден проход в Тихий океан.

Плывя от Австралии намеченным курсом, экспедиция Кука открыла Гавайские острова. Первое их посещение обошлось без конфликтов с местным населением. Их встретили радушно, дали отдохнуть и набраться сил, пополнили запасы провизии и пресной воды. Пришла пора плыть дальше на север. Экспедиция отправилась в путь в сторону Аляски и Чукотки. Однако начавшаяся зима и сплошные льды заставили Кука изменить свои планы. Им было принято решение вернуться на Гавайи и переждать зиму там, чтобы через 3 месяца попытать счастья вновь.

Картина "Смерть капитана Кука"
«Смерть капитана Кука». Картина Джона Веббера, 1784 год

Режим бога

И вот в середине января 1779 года два корабля “Резолюшн” и “Дискавери” бросили якорь в бухте Кеалакекуа Гавайских островов. Каково же было удивление моряков, когда они увидели то, как к ним отнеслись туземцы. Прошлый визит аборигены принимали радушно и гостеприимно, но не более. А в этот раз их приняли как богов – перед командой, сошедшей на берег, падали ниц, их украшали венками и в их честь пели туземные песни.

Разгадка такого поведения была проста – их действительно приняли за богов. По одной из версий, туземцы увидели приближающиеся корабли ночью, когда они шли, освещенные огнями. А по местным туземным обычаям именно так – на рассвете, в лодке, сопровождаемый царственным светом, и должен был явиться на землю бог Лоно – великий владыка острова. А когда корабли бросили якорь в бухте и сошли на берег вера туземцев в божественную сущность окончательно окрепла. Ведь по повериям именно здесь и должна была остановиться большая лодка бога Лоно. А значит, великое пришествие небесного божества состоялось.

В своем дневнике Кук записал:

Я никогда не видел в здешних морях такого количества людей, собравшихся в одном месте; кроме множества каноэ, весь берег был покрыт людьми, а сотни их плавали вокруг корабля как стаи рыб.

С таким радушным приемом Кук без труда подружился с местным вождем, которого звали Каланиопуу, и договорился о поставках на борт своих кораблей воды и продовольствия. Туземцы с радостью делились продуктами, ведь для них это были подношения любимому богу.

Карина Д. Картера "Смерть Кука"
«Смерть капитана Джеймса Кука». Картина Джорджа Картера

Пора и честь знать

Моряки Кука очутились словно в раю. Тропический климат, изобилие продовольствия, отсутствие работы и доступность местных туземных женщин – что еще нужно было для счастья. Именно последний пункт и приводил в восторг команду Кука. Местные женщины считали за великую честь вступить в половую связь со слугами богов, а тем только того и надо было. Разврат на острове приобрел чудовищный размах – в нем были задействованы все, кроме, разве что самого капитана, который относился к утехам своей команды довольно сдержанно, но особо и не препятствовал.

Так продолжалось два с половиной месяца. Постепенно Кук стал замечать, что отношение к нему стало меняться – к “богу” по-прежнему относились с уважением, но уже без прежнего восторга и радушия. Туземцев можно было понять – запасы продовольствия таяли на глазах, а слуги бога Лоно, которых по идеи не должны были интересовать земные женщины, только и делали, что набивали желудок и предавались неудержимому разврату.

Кук просто почувствовал, что злоупотреблять гостеприимством больше не стоит, да и зимовка подходила к концу – пора было выдвигаться навстречу льдам Арктики. В январе экспедиция Кука снялась с якоря и отбыла на север. Вождь Каланиопуу вздохнул с облегчением.

Нарушение табу

Моряки отчалили, а вождь наложил на бухту Кеалакекуа и окрестные земли табу. Табу у гавайцев означал запрет кому бы то не было посещать эту территорию. Она была и так опустошена бесконечными празднествами, поэтому требовалось несколько лет, чтобы природа полностью восстановилась – таковы были местные обычаи.

Но этого, конечно, не знал Джеймс Кук, корабли которого попали в шторм, едва он покинул гостеприимную территорию. В сутках хода от благословенной бухты парусник “Резолюшн” в буре повредил главную мачту. Двигаться дальше было нельзя, требовался ремонт. Кук принимает решение повернуть обратно на острова.

На сей раз команду встретили откровенно враждебно – они нарушили табу! А дальше конфликт стал нарастать. Последней каплей стала кража с корабля самой быстроходной шлюпки. Дело в том, что моряки охотно пускали к себе на судно туземцев – те с интересом осматривали “большую лодку”, ну и крали по мелочи разные металлические предметы. На это смотрели сквозь пальцы, но в этот раз была похищена шлюпка – а это уже серьезно. Кук решил вернуть бот, и взяв 10 вооруженных матросов, отправился на берег.

Гравюра посвященная смерти Д. Кука
Смерть Кука. Гравюра 1790 года

А в это время там собралось больше тысячи туземцев. Что могли с ними сделать 10, пусть даже и вооруженных человек? Баланс сил складывался явно не в пользу белых людей. По поводу того, что произошло дальше версии разнятся. По одним документальным сведениям Кук решил взять в заложники местного вождя, и это у него даже получилось вполне успешно. Но когда они шли к лодке, среди туземцев возникло волнение, и кто-то бросил бумеранг, угодивший прямо в затылок капитану. По другим свидетельствам на другой части острова команда со второго корабля вступила в вооруженный конфликт с туземцами и среди аборигенов, окружавших Кука началась паника, переросшая в столкновение.

Но как бы то ни было, прославленный капитан Джеймс Кук был убит ударом бумеранга на берегу одного из Гавайских островов. Команда, попытавшаяся было забрать тело капитана была вынуждена отступить под градом копий и камней.

Так съели или нет?

А откуда тогда родилась эта легенда, что Джеймса Кука съели аборигены, ведь не выдумал же этот факт Владимир Высоцкий. Нет, не выдумал. На следующий день команда под прикрытием корабельных орудий совершила десантирование на остров и сожгла несколько местных деревень. Требование было одно – вернуть тело капитана. И они его получили… В небольшой плетеной корзине.

Все, что осталось от капитана в виде бесформенных кусков мяса лежало на дне корзинки, включая голову без нижней челюсти. Моряки пришли в ужас от обращения с останками своего капитана – отсюда и родилась легенда о каннибализме жителей Гавайских островов.

Но на самом деле Куку оказали великую честь. По местным обычаям только самые прославленные люди племени удостаивались чести быть похороненными особым способом – в землю закапывался только скелет, а остальные части тела делились между вождями всех племен и хранились дома как знак высокой почитаемости усопшего. Ужасное обращение на самом деле оказалось высочайшей почестью со стороны гавайцев.

Вечером 21 февраля 1779 года останки Кука зашили в парусину и торжественно захоронили в море. На следующий день экспедиция уплыла прочь.

А в памяти людей навсегда остались строки, сочиненные Высоцким:

А дикари теперь заламывают руки, ломают копья, ломают луки,
Сожгли и бросили дубинки из бамбука, — переживают, что съели Кука.

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий