Евпатий Коловрат — мститель земли русской

Евпатий Коловрат
Имя русского богатыря Евпатия Коловрата покрыто неувядаемой славой и служит олицетворением святого праведного мщения.

Русь всегда славилась своими богатырями и славными воинами. Сами они, их дела и ратные подвиги навеки остались в народном эпосе, дав начало множествам легенд и сказаний. Илья Муромец, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, ратники Святогор и Колыван — все они навеки прописались в древнерусских былинах.

Но особняком стоит имя Евпатия Коловрата, которого можно с полным правом назвать первым народным мстителем Руси. Особняком — потому как и вроде он персонаж легендарный, и в то же время о его подвиге существует документальное летописное подтверждение. Собственно, из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы и узнали о том, чем же прославилось имя рязанского воеводы Коловрата.

Вся орда против одного княжества

Батый обрушился на Русь в самый неудачный момент ее истории — прежде единое государство представляло собой лоскутное одеяло из удельных княжеств. Поэтому ни о каком совместном фронте против врага не шло и речи — каждый сам за себя. Рассчитывать можно было только на князей-союзников, да и то, если они сочтут просьбу весомой, а угрозу серьезной.

Именно так и поступил рязанский князь Юрий Ингваревич, когда летом 1237 года к границам его княжества подошел Батый со своим войском. Понимая, что в одиночку его не одолеть, Юрий снарядил к соседним князьям посланцев. К Михаилу Черниговскому отправилось посольство во главе с братом князя Ингваром Ингваревичем. Был в его составе и рязанский боярин Евпатий по прозвищу Коловрат. Как считают историки, оно образовалось от двух слов: «коло» — круг, «врат» — вращение. То есть, по-видимому, боярин был сильным и ловким воином и виртуозно владел оружием.

Пока посольство продвигалось по рязанским да черниговским землям, Батый не мешкал и осадил Рязань. Вообще, оборона этого города достойна отдельного рассказа, но ее исход был очевиден, уж больно неравным оказалось соотношение сил. И хоть «один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», как говорилось в «Повести», монголы овладели городом, убили всех его жителей, разграбили, а потом сожгли. Древняя Рязань так больше и не восстановилась, и современный город стоит на месте Переславля-Рязанского, который лишь в XIV столетии стал называться Рязанью.

300 спартанцев по-русски

Овладев Рязанью, Батый двинул свою Орду на Суздаль, а весть о героической гибели князя Юрия понеслась по русской земле. Дошла она и до Чернигова, куда наконец добралось рязанское посольство. Евпатий Коловрат, узнав о сражении, поспешил со своим отрядом на помощь родному городу, еще не зная, что вместо него лежит дымящееся пепелище.

Увиденное потрясло Коловрата — монголы убивали всех, не щадя ни женщин, ни детей. Перед взором Евпатия лежала одна лишь выжженная земля и черные головешки на месте города. Он принял решение преследовать монгол, и собрав вокруг себя отряд из уцелевших воинов, бросился догонять Батыя.

А его степная Орда уже беспощадным катком давила суздальскую землю, разоряя и сжигая ее тоже. Удар сзади Батый не ожидал — он не оставлял за собой уцелевших территорий. Поэтому атака отряда Коловрата на монгольский арьергард оказалась внезапной и смертоносной. Русские воины набросились на неприятеля с тыла и нанесли ему серьезное поражение.

Как дальше продвигались боевые действия, летописный источник не рассказывает. Но по логике Коловрату следовало бы организовать партизанскую борьбу и больно «щипать» Орду. Ведь в его отряде было что-то около 1700 воинов, а войско Батыя по самым скромным подсчетом составляло 300 тысяч человек (летописи по поводу точных цифр ничего не говорят, упоминая лишь «превеликую» численность врага).

Вероятно, так и произошло, и неожиданные атаки Евпатия из лесных массивов были очень чувствительны для Орды. Батый решил покончить с досадной помехой и отправил против Коловрата отряд своего шурина Хостоврула, наказав тому взять живьем русского командира. Однако численное преимущество неприятеля не принесло им успеха. Мало того, сам монгольский военачальник погиб в бою (по одной из легенд — в поединке с Коловратом).

Эта же легенда (а их впоследствии родилось очень много) гласит о том, что Батый, не желавший понапрасну терять людей, послал к Коловрату свое посольство. На вопрос: «Чего вы хотите?» последовал короткий и мрачный ответ: «Умереть!»

Покончить с сопротивлением русского витязя и его отряда помогло только привлечение еще больших монгольских сил и участие в операции самого хана. Его войско окружило Коловрата и пустило в ход камнеметные машины, которыми штурмовало стены городов.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — прим. авт.), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так повесть рассказывает о последнем бое Коловрата.

Из 1700 бойцов уцелело лишь шестеро. В знак уважения к мужеству русских воинов Батый повелел отпустить пленных и отдать им тело своего командира. Но перед этим, взглянув в лицо мертвого Евпатия, сказал:

— С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!

Быль или небыль?

Вот такой вот подвиг русского мстителя Евпатия Коловрата. Однако дотошные историки сомневаются в его достоверности, равно как и в последовательности действий, описанных в «Повести о разорении Рязани Батыем». Ведь она была написана не раньше конца XIV века и могла включать в себя как реальные, так и мифологические события. В ней много несостыковок. Например, в «Повести» указывается, что Коловрата похоронили в Рязани, хотя она к тому моменту должна была быть полностью разрушенной. Да и про самого русского витязя в Повести сведений очень мало. Кто он, какое место занимал во властной иерархии Рязанского княжества — это всё вопросы без ответа.

Такие историки как Карамзин, Иловайский и Ключевский считают, что событие имело место и очевидно невыдуманное, хотя и сильно приукрашенное. А вот Дмитрий Лихачев полагал, что рассказ о Коловрате целиком обязан своим происхождением народному эпосу.

Но пусть даже это и легенда, зато именно из таких исторических эпизодов и формируется народная память о мужестве защитников русской земли, отомстивших за убитых соотечественников.

Еще одно такое же яркое событие, воспетое в веках, — семимесячная осада Батыем маленького неприметного городка, который после покорения хан в сердцах обозвал «злым» 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий