Тайны заклинателей змей

Индия известна своими факирами, заставляющими медитировать грозных кобр. Но родина и секреты этого искусства лежат совсем в другой стороне.

В глухих уголках Мьянмы и сейчас можно увидеть живописный, полный риска смертельный танец с коброй, который выполняют жрицы культа змеи. Причем, участвуют в нем исключительно дикие, а не пойманные змеи. Как только определено точное местонахождение рептилии, под однообразную высокую музыку жрица начинает свое представление.

Она приближается к укрытию кобры на расстояние один-два метра и начинает танец, искусно манипулируя подолом своего длинного платья. Подобно матадору, жрица уклоняется от смертельных бросков змеи. Вскоре одеяние женщины становится влажным, по нему стекают золотистые капельки яда. Но кульминация представления еще впереди. Внезапно жрица стремительно прыгает к змее, наклоняется и точным движением целует ее в голову. Музыка резко обрывается, а девушка медленно пятится, давая возможность рептилии ретироваться. Змея так и делает. Всё, танец завершен, божество удалилось.

Ловкость, знание и тренировки

Завороженным представлением туристам непонятно, как женщинам из культа змеи удается так делать. Но на самом деле в этом нет никакого чуда, а лишь сплошные тренировки, скорость реакции и отточенность движений. Научиться уворачиваться от бросков кобры несложно, особенно если манипулировать перед ней цветастой тряпкой. Этому жрицы учатся с детства. А вот что касается поцелуя, то тут сплошная физиология и знание природы поведения рептилий. Яд у них не бесконечен, и когда змея его весь потратила впустую в попытках добраться до своего раздражителя, она готова ретироваться с «танцевальной арены» обратно под камень. Жрица очень точно чувствует этот момент. И в самое последнее мгновение прыгает к рептилии, чтобы выполнить эффектный поцелуй в голову. Пожалуй, это самая безопасная часть представления, ибо змея по своей природе не может атаковать вертикально вверх, к тому же она устала и истратила весь яд.

Это только один из секретов заклинателей змей, которых мы часто называем факирами. Однако такое определение неправильно. Факир — это бездомный аскет в индуизме или странствующий религиозный бедняк. Заклинателей змей в Индии называют словом «беде». Профессия эта не сказать, что почетная, скорее сродни уличному циркачу. Зато она очень древняя — настоящие беде гордятся своей родословной, которая уходит корнями еще к первым людям.

Змеиный жезл

Однако лукавят фокусники, так как родиной необычного искусства заклинания змей считают Египет. Змеи во все времена были бичом египетской деревни. Именно поэтому там и появились первые охотники на рептилий, а параллельно с ними заклинатели змей. Во времена фараонов «змеиные» маги достигли своего величия. Они могли не только свободно обращаться с рептилиями, но и превращать их в безжизненную палку.

Кстати, в Ветхом Завете есть упоминание о посохе пророка Моисея, который по воле его хозяина превращался в живую змею. И это не сказки — рептилиям действительно можно сдавить шею так, что на время парализуется мозг и она становится твердой, словно палка.

Уже в XX веке этот трюк повторяли бродячие уличные фокусники в Луксоре и Александрии. Заклинатель хватал кобру, точным движением сдавливал ее так, что у той раскрывалась пасть, а потом плевал туда. Зрелище крайне неэстетичное, но поражала реакция змеи. Она почти сразу деревенела и ею можно было манипулировать как тросточкой. Секрет столь эффектного трюка заключался в слюне заклинателя. Там находился растительный наркотик, который оказывал на рептилию мгновенное действие.

Но были в Северной Африке и действительно необычные заклинатели, чье искусство общения со змеей иначе как сверхъестественным и не назовешь. Один из таких — шейх Муса, который был известен всем туристам в 30-х годах. Он никогда не прибегал к обману и не работал с ручными змеями. Объектами его представления всегда были дикие кобры, которых он выманивал монотонным пением из гнезда. Часто они бросались на него. Заклинатель уворачивался. И так несколько раз. В конце концов кобра поднималась и пристально смотрела на Мусу. А тот только и ждал этого момента — продолжая напевать, он медленно приближался к рептилии, затем опускал руку на землю, и кобра клала свою голову ему на ладонь.

Музыка ни при чем

Несомненно, что своим пением заклинатель воздействовал лишь на зрителей, а не на змею. Еще в 70-х годах герпетологи определили, что рептилии глухи и не различают музыку. Они, возможно, реагируют на тональность. Существует мнение, что кожа змеи и кончики ее ребер определенным образом отвечают на колебания воздуха и поверхности. Так, они чувствуют шаги по земле, и наверняка определяют, что звучит какая-то мелодия. Но в любом случае, это всё для рептилии является раздражителем. Поэтому кобра поднимается вертикально вверх и раздувает свой капюшон.

Кстати, заклинатели используют в своих представлениях именно кобр — для зрителя очень эффектно выглядит, когда рептилия шипит, раздув верхнюю часть туловища и беспрестанно показывает раздвоенный язык. Но почему они не бросаются на своего заклинателя, почему монотонно покачиваются в так незамысловатой мелодии?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется покинуть Африку и снова переместиться в Индию. Ведь именно там искусство заклинания рептилий достигло своего совершенства. В нем нет ничего сверхъестественного — только лишь отличное знание физиологии и повадок змеи, а также некоторые трюки, нечестные и жестокие. Но о них немного погодя, а пока как же организован производственный процесс факира, или будем его называть правильно, беде.

Флейта как палка

Вопреки распространенному мнению, уличные заклинатели не разводят кобр и не пытаются их дрессировать. Последнее вообще бесполезно — змеи не собаки, и при неправильном обращении бросаются на своего хозяина несмотря на все усилия, потраченные на «дрессировку». Беде их покупают на специализированных рынках. А поскольку кобры, гадюки и прочие ядовитые и неядовитые гады водятся в Индии в изобилии, то стоят они на таких базарах копейки. Кобра — 15 рупий (16 рублей) за штуку, питон — пять рупий за ярд длины, гадюки — 6 рупий за дюжину.

Кстати, охотники на змей — профессия более востребованная, чем уличные фокусники. Змеиные ловцы не только поставляют рептилий факирам, но и отлавливают их в городских квартирах. Для этого они часто используют ручных мангустов — вот эти-то зверьки точно хорошо поддаются дрессировке и чувствуют змею на расстоянии. Тут Киплинг в своей знаменитой сказке про Рики-Тики-Тави не преувеличивал.

Но вернемся к заклинателю. Купленную кобру он выпускает из мешка и остается наедине с ней в небольшом замкнутом помещении. В абсолютном большинстве случаев змея атакует своего обидчика. Но у беде наготове основной его атрибут — та самая дудка, которой он выманивает кобру из корзинки на уличных представлениях. Только здесь это не музыкальный инструмент, а палка для битья.

Факир ловко парирует бросок змеи ударом дудки ей по голове. Второй бросок заканчивается тем же. Змея настойчиво атакует своего «хореографа» и каждый раз получает чувствительный удар. И даже когда рептилия пытается ретироваться, факир останавливает ее все той же флейтой-дубинкой. И так несколько дней, а то и недель. После длительных «уроков» кобра уже воспринимает дудку (она называется пунги) как реальную угрозу.

Конечно, не всегда проходит все так гладко. Те питомцы, что не усваивают науку, превращаются в гладиаторов. В глухих районах Индии распространены сражения кобр с мангустами. Они находятся под официальным запретом властей, проводятся полулегально и собирают очень много зрителей. Исход такого боя не берется предсказать никто — бывает, умирают и змея, и мангуст одновременно. От этого на гладиаторской арене кипят нешуточные страсти и вертятся немаленькие деньги в виде тотализатора.

Вы спросите, а как факиру удается уворачиваться от броска кобры, да еще и попадать при этом флейтой ей по голове? Тренировка. Профессия беде, как уже выше говорилось, передается по наследству. Маленькие мальчики учатся у своих отцов. В подростковом возрасте они начинают тренироваться на кобрах, у которых вырваны зубы или зашит рот. Потом переходят на гадюк (их яд сравнительно быстро можно нейтрализовать), а потом уже приступают к «обузданию строптивой».

Зашитые рты и вырванные зубы

Но вот месяцы тренировок позади и можно выходить на уличное представление. Во-первых, кобру, как правило, перед ним держат на голодном пайке. Нет, она не будет от этого злее и агрессивней. Наоборот, ее движения становятся вялыми, она как бы впадает в анабиоз. Показывается из корзинки змея не в результате мелодии, а от того, что заклинатель легонько постукивает флейтой по контейнеру.

Змея поднимается и безошибочно узнает дудку — главную свою опасность. Она внимательно следит за источником угрозы, а заклинателю лишь остается покачиваться вместе с флейтой пунги, чтобы заставить кобру поступать так же. При этом беде нужно тщательно контролировать расстояние. Если он приблизится к рептилии слишком близко, она нападет. Если отдалится — змея почувствует, что угроза миновала, и уползет.

При этом беде всегда находится в опасности, так как кобры нередко нападают на своих мучителей. Поэтому лодыжки, плечи и предплечья факира часто обмотаны плотными повязками, которые он скрывает под просторными одеждами. А некоторые — и таких немало на оживленных туристических маршрутах — поступают просто. Они удаляют змее ядовитые зубы, а самые бесчестные вообще зашивают ей рот, оставляя небольшое отверстие, чтобы кобра могла эффектно показывать раздвоенный язык. Последнее делают редко — век таких рептилий очень короткий. А вот махинации с удалением зубов применяют часто. И это действительно чистой воды шарлатанство, поскольку кобра, лишенная зубов, не нападает на человека. Все, что ей остается, это покачиваться в такт движениям флейты.

Впрочем, зубы довольно быстро отрастают. А рвать их постоянно — это лишиться работоспособного артиста. Однако факиры не сильно озабочены ротацией — змей в Индии полным-полно. И хоть в 1972 году в стране приняли закон, запрещающий держать в неволе диких животных, на «змеиные танцы» власти обычно закрывают глаза, лишь ограничивая факиров в их появлении в респектабельных туристических районах. Но Индия тем и хороша, что в ней, если захочешь, можно увидеть и респектабельность дорогих курортов, и нищету ее пестрых трущоб. Вот поэтому факиры-беде и их «питомцы» никогда не исчезнут с улиц индийских городов.

Как не исчезнет и другая достопримечательность, поражающая свой глубиной и архитектурной формой. Иногда опасная и зловонная, а иногда полная туристов, она всегда была отличительной чертой Индии 👇:

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Географ и Глобус
Добавить комментарий