Перешеек Поясок — самое узкое место Сахалина

Извивается узкой грунтовкой Поясок — перешеек, который делит Сахалин на две неравные части, служа своеобразной внутренней границей.

Говорят, очертания Греции на карте, если на них внимательно посмотреть, напоминают растопыренную пятерню. Гораздо больше в похожести на какие-либо предметы известна Италия — сапог с острым носиком и массивным каблуком. Но всех в этом плане превзошел остров Сахалин, похожий на гигантскую рыбу, скорее всего акулу.

И действительно: голова (полуостров Шмидта) с глазом (город Оха), спинной плавник (полуостров Терпения), раздвоенный хвост (полуострова Анива и Крильон) и тонкий перешеек, отделяющий туловище акулы от ее хвоста. Он тоже имеет свое название. Поясок — так традиционно называют самое узкое место Сахалина.

Железный и грунтовый

Вообще-то любой ученый-географ может возразить, что самое узкое место острова Сахалин — это перешеек на полуострове Шмидта (около головы нашей акулы). Там на самом деле расстояние от берега до берега составляет всего шесть километров. Но территория эта труднодоступная, подвластная только туристам-экстремалам. А Поясок — вот он, 120 километров на север от Южно-Сахалинска. Весь остров здесь можно с относительным комфортом пересечь за полчаса хоть на машине, хоть на поезде. 26 километров пути проходят по живописным местам. Дорогу окружают невысокие лесистые сопки, в распадках которых текут ручьи и реки. А на обоих берегах путешественника встречает мягкий плавный рельеф без скал, валунов и обрывов. Но кроме природных пейзажей Поясок насыщен достопримечательностями историческими, связанными с освоением острова русскими первопроходцами и с последующим японским присутствием, тоже оставившем свой след.

Но перед тем, как рассказать о них, стоит ненадолго остановиться на самой дороге от Японского моря до Охотского. Ее протяженность 30 километров. Это обычная грунтовка в две полосы, которая постоянно петляет, огибая невысокие сопки и пересекая одни и те же речки по несколько раз. Летом она представляет собой извилистый «поясок» с густыми клубами белесой пыли; осенью и весной — щербатое полотно с рытвинами луж и грязи; и только зимой дорога становится ровной и гладкой, одеваясь в «зимний асфальт», который лежит до весны. Есть на ней и асфальт настоящий — 7 километров, проложенных от станции Арсентьевка (восточная оконечность Пояска).

Параллельно автомобильной дороге идет дорога железная. Сейчас это единственная ветка на Сахалине, которая соединяет западное и восточное побережье острова. Что удивительно, автомобильная и железная дороги на расстоянии в 30 километров пересекают друг друга девять раз. И ни одно из этих пересечений не оборудовано шлагбаумами. Только предупреждающие знаки и светофоры. Немудрено, что на переездах иногда «бодаются» поезда с большегрузами. И пока аварийные службы ликвидируют последствия ЧП, железная дорога стоит в ожидании. Иногда по 5–6 часов.

Восточный Поясок

Но не будем об авариях. Гораздо интересней выглядят достопримечательности Пояска. А их здесь немало. Вообще, Поясок — это своеобразный рубеж. Южнее него находится «заселенный» Сахалин с немалым количеством исторических интересностей, на территории которого живет больше половины всего населения острова. А севернее Пояска лежит Сахалин заповедный — лесистый, гористый (точнее, сопочный), где живет мало народа, но находится большое число природных достопримечательностей.

Например, хребет Жданко, протянувшийся на 13 километров по восточной стороне Пояска. Кроме самих гор, это еще и величественные кекуры (столбовидные скалы естественного происхождения), напоминающие окаменевших древних великанов, фантастический вид на Охотское море и белохвостые орланы, парящие прямо над головой. Сам пик Жданко имеет высоту всего 682 метра, но подняться на него без специального снаряжения и хорошей физической подготовки невозможно.

Саму восточную часть пояска обозначают станция Арсентьевка и село Взморье, которые стоят на побережье «моря-холодильника». Ледяная вода Охотского моря не располагает ни к какой рекреации, зато она чрезвычайно богата жизнью. И именно из этого «холодильника» сахалинцы и добывают крабов, икру и созерцают китов. На станции Арсентьевка располагается крабовый рынок, который сам по себе один сплошной парадокс. Он существует вполне легально, то есть оборудован торговыми местами, и продавцы платят в местный бюджет. Но продукция на нем откровенно браконьерская: например, крабовые самки с икрой или маленькие самцы непромыслового значения. Они пользуются большой популярностью, и покупатели из массивных джипов и микроавтобусов разбирают крабов ящиками.

Село Взморье интересно одинокой достопримечательностью японского происхождения. Это деревянная тория (ворота без створок в синтоистском святилище), посвященная богине риса Инари. Раньше таких сооружений было много на Сахалине и их устраивали рядом с храмами. Но после 1945-го большинство разрушили и снесли. А эта тория уцелела, и в траве около нее еще можно найти каменные чаши омовений с выбитыми, но уже полустертыми иероглифами.

Средний Поясок

Середина Пояска — это царство природы. Если свернуть с дороги на юг, то ориентируясь по шуму, можно выйти к Черемшанскому водопаду, который местные жители называют «маленькой Ниагарой». Около него действительно закладывает уши и невозможно расслышать собеседника даже на расстоянии шага. Высота Черемшанского водопада 13 метров, и в периоды половодья он становится одним из самых широких на острове, разливаясь в стороны на 30 метров.

С северной стороны дороги, проходящей по Пояску, выгнули крутобокие спины хребты Западно-Сахалинских гор. Они поросли тайгой, но не дремучей, а вполне себе проходимой. Вообще, на Сахалине почти нет настоящей тайги — его леса в основном лиственные (реже лиственничные), разбавленные порожистыми речками и шустрыми ручьями. Именно в этих местах растут огромные белые шампиньоны и маленькая красная ягода, которая за характерный запах называется клоповкой. Она обладает очень кислым вкусом и считается полезной. Недаром красника (научное название этого растения семейства вересковых) — одна из самых дорогих ягод России, и стоит в магазинах свыше 1000 рублей за килограмм (в Москве цены на замороженную клоповку вообще стартуют от 4500 рублей).

Западный Поясок

А вот и западная часть Пояска, которая лежит на берегу Татарского пролива. Он считается частью Японского моря, но фактически сам по себе как море. Здесь вдоль берега идет теплое течение, так что даже в августе можно купаться.

Около самого берега расположено село Ильинское, известное своим историческим прошлым. Именно из этого места и началось покорение русскими Южного Сахалина. Первым был в 1853 году Геннадий Невельский, который рядом с айнским поселением Кусунай заложил Ильинский пост. Обновил его и вдохнул настоящую жизнь в 1857 году другой мореплаватель — Николай Рудановский. Это при нем Кусунай стал базой экспедиции при освоении и обследовании острова. Что интересно, пришедшие потом японцы не придали Кусунаю особого значения, а ведь именно при них многие небольшие населенные пункты юга Сахалина превратились в города.

Но село так и оставалось скромным рыбачьим поселением, получившим после ухода японцев имя Ильинское (по историческому названию). Теперь это вполне себе крупный населенный пункт, который с успехом дает фору некоторым упадочным городам острова. А все дело в «градообразующем» предприятии — Сахалинской ГРЭС-2, одной из самых молодых электростанций России, пущенной в эксплуатацию в 2019 году.

На этом путешествие по Пояску можно заканчивать. Из Ильинского железная дорога идет на юг до «морских ворот» Сахалина города Холмска. Местами она проходит совсем рядом с берегом. На пути следования располагаются два города — Томари и Чехов со своими достопримечательностями, природными и историческими.

А гораздо севернее Пояска, но тоже на западном побережье находится еще одна неочевидная достопримечательность Сахалина — мыс с мрачным названием Погиби. Если бы не смерть Сталина, то он бы вполне мог бы стать железнодорожными воротами острова 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий