Сад камней Рёан-дзи. Загадки на ровном месте

Сад камней храма Рёан-дзи — одна из самых знаменитых достопримечательностей Японии. При кажущейся простоте он скрывает несколько загадок.

Япония в нашем сознании ассоциируется с самураями, гейшами, сакурой, суши, горой Фудзияма и …садом камней. И если восхищаться розовым цветением деревьев, мужеством и отвагой воинов и вкусом самобытной еды — это вполне понятно, то вот сад камней вызывает противоречивые чувства. Как правило, его эстетика и минимализм очень далеки от нашего представления о прекрасном.

Это и есть сад камней?

Рёан-дзи
Сад камней Рёан-дзи в Киото

Да что там говорить о нас, если даже на лицах современных японцев, посещающих самый известный сад камней Рёан-дзи в Киото, часто преобладает недоумение и разочарование.

— А где тут сад камней?

— Да вот же он!

— Это?!

Перед зрителем предстает прямоугольная площадка размером меньше теннисного корта, засыпанная мелкой белой галькой. И 15 скальных обломков на ней, расставленных в хаотичном порядке. Увидь это в любом другом месте, можно пройти мимо даже не повернув головы. Но здесь, в храме Рёан-дзи, это главная его достопримечательность. Туристам она доступна только с одной стороны — там располагается деревянная терраса, всегда заполненная зрителями. Кто-то без устали щелкает фотоаппаратом, кто-то хаотично перемещается по ней, а кто-то пытается уйти в себя, сидя на скамейке с отрешенным взглядом. Но сделать это сложно — люди встают и садятся, постоянно ходят, громко говорят, считают камни. Одним словом, суета. А ведь самый известный сад камней создавался вовсе не для удовольствия публики, а для медитаций дзен-буддистских монахов.

Туристы в Рёан-дзи
В саду камней всегда суета

Гармония в беспорядке

История японских садов камней уходит корнями в средние века. Первоначально это были просто сады. Но не привычные нам в современном понимании. В нашем представлении парк, сад, сквер — это прежде всего место, где умелыми руками человека природный хаос приведен в состояние порядка и красоты. А вот у японцев все с точностью до наоборот. Для них природа в ее первозданном состоянии — это и есть совершенство. И надо лишь немного подчеркнуть эту красоту, не производя при этом никаких радикальных вторжений.

Вот так среди природных ландшафтов и появились первые камни. А со временем они стали занимать центральное место в композиции. Никто не может точно сказать, кому и когда пришла в голову мысль сосредоточить красоту окружающего мира только на одних камнях. Может быть монахам, которые хотели, чтобы шелест листвы и ее колыхание не отвлекали от процесса самопознания. Может быть конкретному человеку, который увидел в камнях недоступную прежде эстетику. Но вскоре сады камней (по-японски это звучит как сэкитай) стали неотъемлемой частью многих буддистских храмов.

Образец сада камней в Японии
Сады камней бывают и такими

Безымянное творение

Сад Рёан-дзи в Киото (древняя столица Японии) существует с XV века. Это небольшая ровная площадка габаритами 23 на 10 метров, вся засыпанная мелким однородным белым гравием. На ней небольшими группами расположено 15 камней. Каждый островок окаймлен коричнево-зеленым мхом. Его первая загадка заключается в отсутствии автора творения. Никто не знает ни его имени, ни даже когда была создана эта композиция. Монахи лишь говорят, что она появилась в давние времена, и только.

Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что кажется, будто вокруг камней не гравий, а мелкая однородная рябь или волны — они окружают каждый из “островков” и ровными линиями тянутся вдоль длинной стороны. В такое состояние его приводят монахи. Они каждый день ровняют поверхность сада, даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Говорят, это не просто работа или ритуал, а почетное право, которое еще надо заработать послушанием и молитвами.

Садовник в саду камней
Уборка сада Рёан-дзи

Где 15-й камень?

Но главная загадка сада камней храма Рёан-дзи заключается в их количестве. Камней 15. Но единовременно видно всего 14. И где бы ни находился зритель, в какой точке террасы не стоял, с любого угла обзора ему будет открываться только 14 камней. Пятнадцатый обязательно спрячется за соседними валунами. Делаешь шаг по галерее — и снова 14. Прежде недоступный взору камень теперь видно прекрасно, но исчезает из поля зрения другой. Еще шаг по террасе, и гениально спланированный хаос предстает в иной композиции, состоящей все из тех же 15 камней, один из которых остается невидимым.

Вот именно поэтому на смотровой галерее сада всегда очень интенсивное движение — туристы, да и сами японцы, постоянно ищут ту самую точку, откуда будет видно все 15 камней. Но не находят, ибо старинная легенда говорит, что пятнадцатый камень скрыт в душе человека и поэтому невидим. Все их разом созерцать может только тот, кто воспарит над собой и достигнет духовного прозрения.

И действительно, все 15 камней можно увидеть лишь при взгляде на площадку сверху. Однако в японских блогах нет-нет, да и появляется иногда заветная точка, которую нашел какой-нибудь счастливчик и с радостью делится ею с людьми. И тогда на террасу храма Рёан-дзи устремляется особо много посетителей, желающих проверить открытие. Все они уходят разочарованными, так и не достигнув духовного просветления.

Комнатная копия сада камней Рёан-дзи
Миниатюрная копия сада Рёан-дзи дает возможность сосчитать все 15 камней

Истина в себе

Что символизируют расставленные в беспорядке камни? Буддистские монахи в ответ на прямой вопрос лишь вежливо улыбнутся и скажут, что каждый человек должен найти в очертаниях камней что-то своё. И ведь действительно находят. Кто-то видит в контурах скальных обломков горы, воспарившие над облаками, кто-то — тигрицу с детенышами, осторожно пробирающуюся сквозь заросли. Ученые из токийского университета проанализировали компьютерную топограмму сада и увидели в ней рисунок древесной коры. А американским туристам часто приходит в голову сравнение с теннисным кортом. И все они по-своему правы. И даже тот, кто не увидел ничего и ничего не почувствовал — тоже прав. Но лучше не напрягать голову и глядя на камни, помнить главную дзен-буддистскую истину: «Понять разумом сущее – это лишь шаги, уводящие от Истины».

Сад камней Рёан-дзи весной
Можно не пытаться сосчитать камни Рёан-дзи, а просто полюбоваться ими

Инженерные секреты

На этом загадки сада камней храма Рёан-дзи не заканчиваются. Например, сложно сразу ответить на вопрос: “почему во время ненастья сад не превращается в болото?” Ведь дожди в Киото могут идти днями, и тогда по идее камни должны стоять в воде. Но нет, ее тут никогда не бывает, хотя с виду площадка совершенно ровная. На самом деле у неё есть наклон, который и обеспечивает нужный дренаж. А чтобы его скрыть от постороннего взгляда, ограждение сада камней сделано особым образом с расчетом на перспективу.

Высота глиняного заборчика, что ограждает площадку с трех сторон, выверена с особой точностью. Она мало того, что визуально скрывает наклон, так еще и создает у зрителя перспективу глубины и объемности.

Получается, сад камней Рёан-дзи — это сложное инженерное сооружение. Дренаж, ограждение, перспектива, а главное — 15 камней, расставленных очень хитро. Попробуй-ка, пойми — неизвестный творец XV века так сделал специально или этот эффект возник случайно и сам собой?

Сад камней в Японии
Сады камней стали популярны по всему миру

Больше нигде в мире повторить подобное не получилось. И это несмотря на то, что искусство обустройства “сухих садов” широко шагнуло по планете. Их стремятся создать не только на территориях парков, но и в личных домовладениях и даже в домашних условиях (в очень уменьшенном варианте). Для чего их обустраивают? Вероятно, для того, что сады камней в современном исполнении становятся способом взглянуть на обыденные вещи под другим углом или просто подчеркнуть красоту привычного мира. А может истина кроется в созерцании гармонии гравия, песка, камней и мха… Кто бы что ни говорил, но в этом определенно что-то есть.

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий