Война с морем, или почему не тонут Нидерланды

Вся инженерная история Нидерландов – это непрекращающаяся борьба с морем, которое на протяжении веков наступало на территорию Королевства.

Когда страна имеет выход к морю, то это существенный плюс к ее экономическому развитию. Можно развивать добычу рыбы, иметь военно-морской флот, да и полезные ископаемые на дне моря тоже встречаются. Но иногда случается такое, что прибрежная акватория оказывается не только источником всех благ, но и центром смертельной опасности. Особенно если прилегающая к ней страна оказывается ниже уровня моря.

Речь идет о Нидерландах – развитой европейской стране, 26% территории которой ниже уровня океана, а еще 30% – вровень с ним. И нет, это не прибрежные участки, а находящиеся в самом центре. Рельеф территории страны, чье название переводится как «нижние земли», плоский как блин. Самая высокая его точка – неприметный холм высотой около 300 метров. Зато самая низкая – город Ньювекерк, который расположен на отметке 6,74 метра ниже уровня океана. Если бы не защитные дамбы, он давным-давно был бы затоплен водой.

Собственно, угроза постоянных наводнений и затоплений – это основная природная опасность для Нидерландов. Любой сильный шторм – и страна на четверть, а то и на половину оказывается под водой. Как подсчитали историки, за последние 1200 лет Голландия серьезно тонула около 30 раз. Суммарное количество жертв таких наводнений по всей стране исчисляется сотнями тысяч. Неудивительно, что за всю свою историю страна постоянно боролась за выживаемость, защищая себя и отвоеванные у моря земли от водной стихии.

Все началось еще в средние века. Голландцы стали забирать у моря прибрежные участки, осушая их и ограждая земляными плотинами и дамбами. Постепенно они становились выше и прочнее, но все равно это были земляные валы, которые после каждого стихийного бедствия серьезно подмывались и разрушались. Жители их постоянно модернизировали, совершенствовали и укрепляли. А в начале XX века даже решили пойти в наступление и отвоевать у моря целый залив. Речь идет о грандиозной дамбе Афслёйтдейк, строительство которой длилось больше 10 лет. Насыпь протяженностью 30 километров отделила мелководный морской залив Зёйдерзе от Северного моря. Был залив, а получилось озеро.

Но главной целью этой дамбы было вовсе не создание закрытых водоемов. Задача плотины заключалась в том, чтобы стать надежным заслоном на пути стихии. И со своей задачей она справилась прекрасно.

В 1953 году в Голландии случилось самое грандиозное наводнение в ее истории. Бушевавший 3 дня до этого шторм ночью первого февраля порывами шквалистого ветра разрушил одновременно 50 мелких и средних дамб. В следующие несколько часов под водой оказалось 133 населенных пункта. В ту ночь вода свирепствовала на улицах, поднимаясь до крыш городских башен. Средний уровень затопления составил 5 метров. Стихия полностью разрушила 3000 домов, 40 000 получили сильные повреждения. При наводнении погибло около 2000 местных жителей.

А дамба Афслёйтдейк устояла и спасла не одну тысячу жизней. Если бы ее не было, или же она разрушилась, то последствия катастрофы были бы гораздо печальнее. После того как страна оправилась от стихии и ликвидировала ее последствия, голландцы задумались о более совершенной системе защиты от наводнений. Так родился проект «Дельта», который многие инженерные специалисты называют «седьмым чудом современного света».

За почти 50 лет на юго-западе Голландии, где расположена основная часть дельты реки Рейн, и которая больше всего подвержена затоплениям, было возведено свыше 16 тысяч километров новых дамб, шлюзов, плотин и штормовых барьеров различной конструкции. И если с дамбами и плотинами все понятно, то вот штормовые барьеры – это то, что восхищает инженеров даже спустя десятки лет.

Взять хотя бы штормовой барьер Масланткеринг. Он выполнен в виде гигантских движущихся ворот, которые закрываются в случае шторма и надежно преграждают путь воде со стороны моря. Створки получились весьма внушительными – 210 метров в длину и 22 метра в высоту. В обычном положении они спрятаны на берегу в специальных доках. Но если начинается подъем воды и он достигает сигнальной отметки, ворота автоматически активируются и закрываются. Весь процесс занимает чуть менее двух часов.

Боевое крещение штормового барьера прошло в 2007 году – он надежно преградил путь поднявшейся в результате длительного шторма морской воде.

Есть в Голландии и еще один подобный штормовой барьер с заковыристым названием Остерсхельдекеринг. Только вот принцип действия у него иной. В русле реки Верхняя Шельда построили 65 бетонных колонн, каждая весом 18 тысяч тонн, высотой в среднем 36 метров. Они используются как элемент крепления для 62 стальных ворот по 42 метра в длину. Створки автоматические и срабатывают в случае возникновения штормовой угрозы. Барьер не зависит от внешнего электроснабжения – все нужное для его работы электричество производят ветряки, щедро расставленные на искусственном острове посередине реки.

Это уникальное инженерное сооружение длинной 8 километров всего за 82 минуты отрезает всю прибрежную часть королевства в устье Восточной Шельды от разбушевавшегося моря.

Вся современная история Нидерландов – это непрерывная борьба за выживание в условиях постоянно затапливаемых территорий. Ситуацию усугубляет еще и факт глобального потепления, когда происходит медленный, но верный подъем уровня мирового океана. В этих условиях существующие защитные сооружения и запорные механизмы уже через 50 лет окажутся бесполезными. Поэтому борьба с морем в Нидерландах никогда не прекращается, а инженерам всегда есть чем заняться. Однако по самым оптимистичным прогнозам стране осталось существовать не более 100 лет.

Во все времена вода для человечества была не только источником жизни, но и таила смертельную опасность. Достаточно узнать про историю Сарезского озера в Таджикистане, чтобы понять, что и этому региону грозит катастрофа колоссального масштаба ?:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий