Захватывающие панорамные виды побережья, никогда не утихающий океан, и волны, с шумом разбивающиеся о берег, которые не оставляют шансов подойти к воде. Здесь небо соединяется с Землей, рождаются радуги, сливаются воедино два океана, заканчивается обитаемый мир и начинается величавая бесконечность.
Так вот, всё это неправда, и описания мыса Доброй Надежды из туристических путеводителей изобилуют прилагательными и содержат массу неточностей. Хорошо, что хоть сейчас перестали его называть самой южной точкой Африканского континента, зато придумали определение «самая юго-западная». Океаны здесь никогда не встречаются, ибо вокруг мыса Доброй Надежды всюду волны Атлантики. Радуги не рождаются, так как небо часто затянуто рваными серыми тучами. И к воде подойти можно — волны разбиваются о пологий берег всего в трех десятках метров от обустроенной автомобильной стоянки.
Пингвины в Африке
В общем, сплошной обман. Но все равно Добрая Надежда притягивает к себе тысячи туристов. Может, из-за романтичного названия и предвкушения чего-то необычного, величественного. Может, из-за ощущения бесконечности океана впереди. А скорее всего из-за доступности этого места, ведь мыс находится всего в 50 километрах от Кейптауна, второго по численности населения города ЮАР.
Дорога до него легка и приятна. Асфальт неширокой лентой вьется среди каменистых пейзажей, постепенно забираясь наверх. Вокруг территория местного заповедника с уникальными эндемичными растениями. И неожиданными пингвинами, которые могут застать врасплох своим громим криком, напоминающим ослиное «И-а». Откуда они здесь появились? Местные рассказывают, что давным-давно пингвины приплыли с юга, высадились на берег и со временем выжили оттуда человека.
Ученые относят африканских пингвинов к особой группе и говорят, что они жили здесь всегда. Просто вдоль южного и юго-западного побережья Африки проходит холодное антарктического течение, и температура для этих птичек вполне комфортная. Еще сто лет назад рядом с мысом Доброй Надежды их жило достаточно много, но потом из-за сбора яиц человеком поголовье сократилось. Сейчас африканские пингвины под охраной, и туристам дозволено лишь наблюдать за их жизнью со стороны, стоя на огороженных площадках.
Открытие капитана Диаша
За пингвиньей резервацией дорога, вильнув в последний раз, заканчивается на обширной площадке. Это и есть мыс Доброй Надежды, название которому дал авансом португальский король Жуан II.
Дело было так. В эпоху великих географических открытий Португалия страдала от того, что Шелковый Путь в Азию «оседлали» венецианские и генуэзские купцы, которые взяли на себя роль таможенников. Для торговли с Китаем требовался другой надежный путь, и Жуан II решил найти его в океане. В 1488 году он снарядил экспедицию под командованием молодого капитана Бартоломео Диаша и повелел ему открыть морской путь в Индию.
Тот не имел ни малейшего представления о предстоящем маршруте и просто плыл по луне, солнцу и звездам вдоль западного берега Африки, надеясь, что когда-нибудь корабль «повернет» налево и тогда можно будет обогнуть материк. Такая возможность ему представилось, но корабль Диаша попал в свирепый шторм, который трепал судно целых три дня. Потеряв четверть команды, капитан все же сумел вырваться из ловушки и с немалыми трудностями найти подходящее место для стоянки.
Это был действительно самый юг Африки, но что толку? Команда наотрез отказалась плыть дальше в неизвестность к далекой Индии, и Диашу пришлось поворачивать корабль обратно. Проплывая около того самого неспокойного места, капитан опять угодил в шторм. Но буря была не такая сильная, и выйти из нее удалось без потерь. В память о ней Бартоломео Диаш назвал длинный скалистый мыс, около которого он дважды чуть не расстался с жизнью, мысом Бурь.
Капитан благополучно вернулся в Португалию и предоставил Жуану II отчет о плавании. Король снарядил еще одну экспедицию, но она пропала. Третий корабль вернулся домой переломанным — он тоже угодил в шторм у мыса Бурь. В конце концов в Португалии больше не нашлось охотников испытывать судьбу около коварного места. Тогда король простодушно решил, что дело не в штормах, а в несчастливом названии мыса и переименовал его в Добрую Надежду.
Вот так на картах появился мыс с оптимистичным названием. И, что интересно, оно помогло — в 1497 году Васко да Гамма, наконец, обогнул мыс Доброй Надежды и проложил путь до Индийского побережья.
Географическая сумятица
Долгое время путешественники считали мыс самой южной точкой Африки, ведь именно в том месте берег визуально делал поворот на восток (если плыть из Европы). Но инструментальные расчеты опровергли представления средневековых географов. Самая южная точка Африки — это мыс Игольный, полностью пологое и довольно невзрачное место недалеко от городка Агульхас. Именно здесь встречаются воды Индийского и Атлантического океанов, с шумом обрушивая волны на каменистый берег.
Но на Игольном нет никаких достопримечательностей. Другое дело мыс Доброй Надежды. Здесь узкая живописная скала обрывистым клыком вгрызается в океан, на ее вершине расположен недействующий маяк, а в ста метрах ниже — еще такой же, только уже рабочий. Первый построили в 1860 году в надежде, что он будет светить всем кораблям, проходящим опасное место бывшего мыса Бурь. Но инженеры просчитались — из-за постоянных облаков свет маяка был никому невиден. После того как у мыса Доброй Надежды уже в XX веке налетело на рифы и затонуло португальское судно, маяк закрыли и построили другой, только ниже на 80 метров. Сейчас первый служит хорошей смотровой площадкой и считается самой высокой точкой мыса Кейп Поинт.
Но что за Кейп Поинт такой? Налицо опять туристическое лукавство. Географически мыс Доброй Надежды — это пологий полукруглый пятачок около самой кромки воды в паре километров от той самой скалы с маяками. Вот он на фотографии:
А эффектная скала с волнующей бесконечностью впереди называется мыс Кейп Поинт, и часто туристы именно это место именуют Доброй Надеждой. Если уж вести речь о «крайней юго-западной» точке Африки, то это именно она.
Обман, обман, кругом сплошной обман. Впрочем, власти ЮАР стараются быть честными. Они добросовестно предупреждают аншлагами и указателями, что мыс Доброй Надежды — это вот тот кусочек суши, совсем не похожий на классический образ мыса. А вот эта скала с маяком и смотровой площадкой — другой мыс с иным названием. Но туристы мало читают указатели и больше верят рассказам гидов. С другой стороны, 2-километровое расстояние не столь велико, чтобы уличать кого-то в неправде.
Отнимающий надежду
Зато сколько мифов вьется вокруг мыса Доброй Надежды. Легендарный Летучий Голландец, говорят, зародился именно здесь. Капитан Ван Дер Деккен, который играл в кости с самим дьяволом и часто был суров к морякам, влюбился в прекрасную пассажирку своего корабля. А чтобы назойливый муж незнакомки не мешал, капитан просто выкинул его за борт. Убитая горем женщина последовала за ним, а потом корабль Ван Дер Деккена попал в сильный шторм около мыса Бурь. Бог так разгневался на него, что больше никогда не дал кораблю причалить к берегу. Так с тех пор и скитается Летучий Голландец где-то в районе мыса.
Впрочем, другая легенда относит корабль свирепого капитана к мысу Горн, так что истину тут не знает никто. Такая же легенда и про первый почтовый ящик в мире, который тоже появился на мысе Доброй Надежды — фактов нет, есть лишь одни слова. Они говорят, что первооткрыватель мыса капитан Бартоломео Диаш, пристав после шторма к африканскому берегу, принял оригинальное решение — записать всё, что с ним произошло, на бумаге и оставить на берегу в расчете на то, что его последователи прочтут про злоключения Диаша и будут осторожней. Капитан засунул рукопись в обычный башмак и прибил его к дереву на видном месте. Расчет оправдался — следующие португальские моряки прочли рукопись, превратив тем самым башмак в первый почтовый ящик.
Мыс Доброй Надежды впечатляет только туристов на суше, а вот моряки до сих пор его считают местом, где надежда умирает, а не сбывается. Речь идет не только о легких парусниках, которые океан переламывает, словно щепки. Во второй половине прошлого века гигантская волна всего в одном километре от мыса Доброй Надежды просто разломила надвое британский сухогруз, а несколькими годами ранее волны-убийцы (их еще называют «кейпроллерами») потопили один из первых в мире супертанкеров.
Вот такой он, самый красивый мыс Африки, место, дарящее и отнимающее надежду, точка, где высокое необъятное небо, свежий ветер и каменная твердь одновременно и просты, и величественны.
В материковых «соседях» у мыса Доброй Надежды еще одна знаковая точка Земли, более свирепая по напору и мощи течений, ставшая могилой сотням кораблей 👇: