Массако — амазонское племя, избегающее контактов с людьми

Бесконтактные племена
Асазонское племя массако считается бесконтактным — его представители избегают общения с цивилизацией и другими племенами.

В декабре 2024 года британская газета The Guardian опубликовала фотографии бесконтактного народа массако, изолировано живущего в джунглях Бразилии. Эта немногочисленная община избегает контактов не только с цивилизованным миром, но и с соседними племенами, их язык не поддается идентификации, а еще они мастерски владеют трехметровыми луками и живут в соломенных хижинах высотой пять метров.

Ученым очень мало известно о жизни одного из самых изолированных народов Амазонии. За всю историю наблюдений у них был только один прямой контакт с массако, который закончился фиаско. Но все же кое-что исследователи Национального фонда коренных народов Бразилии рассказать могут.

Две стратегии

Но вначале — как аборигенов сумели сфотографировать? Опубликованные The Guardian снимки далеко не первые. В 2019 году массако уже попадали в объектив фотоловушки. Именно таким образом получается заснять племя, когда его представители приходят забирать инструменты (топоры и мачете), оставленные сотрудниками Фонда.

Так ученые делают уже несколько десятков лет. Примечательно, что в 80-90-х годах они оставляли инструменты для того, чтобы выманить массако на контакт. А теперь делают это, чтобы предотвратить нежелательные встречи неконтактных племен с цивилизацией.

Тут надо отметить вот что. В лесах Амазонии живет больше всего изолированных народов Земли. Информации о них крайне мало, часто ученым неизвестно даже самоназвание народа, не говоря уже о его численности. Очень приблизительно можно вести речь о ста изолированных племенах, 75–80 из которых обитают в джунглях Бразилии, Колумбии, Перу и Боливии. Раньше стратегия общения с ними была такая: выйти на контакт, познакомить с цивилизацией, интегрировать в общество. Для первого этапа использовали своеобразные «приманки» в виде инструментов, текстиля, посуды, украшений. Некоторые народы таким образом удалось привести к цивилизации, а некоторые категорически отказывались идти на контакт.

В 2000-х стратегия поменялась ровно на противоположную. Дело в том, что вместе с прогрессом люди принесли изолированным народам вирусы и микробы. Большое количество аборигенов стало умирать от тех болезней, которые современный человек может легко перенести, что называется на ногах. Банальная простуда зачастую оказывалась для бесконтактных племен смертельной.

Поэтому ученые решили оставить изолированные народы в покое и попытаться оградить их от цивилизации. Сделать это оказалось непросто, ведь леса Амазонии постоянно подвергаются вырубкам. Там, где раньше не ступала нога человека, сейчас работают черные лесорубы или легальные фермеры. Но это только одна часть проблемы. Распробовав металлические инструменты, изолированные племена стали сами выходить на контакт с жителями деревень и лагерями лесорубов. Дело доходило до смертельных случаев — то аборигены подстрелят кого-то из лука, то наоборот — лесорубы расстреляют незваных гостей.

Ради всеобщей безопасности сотрудники Национального фонда коренных народов Бразилии решили исключить случайные встречи — теперь они оставляют инструменты как можно дальше от обжитых мест, чтобы у племен не возникала необходимость идти на контакт. Ну а в качестве дополнения исследователи Фонда расставляют фотокамеры, умело маскируя их в бразильской сельве.

Загадки племени массако

Итак, что же стало известно про народ массако? Во-первых, название племени дали сами ученые. Массако — это река, протекающая в бразильском штате Рондония, вдоль которой кочует племя. Во-вторых, лесной народец живет собирательством и охотой, никакого земледелия или животноводства у них нет и в помине. После окончания сезона дождей племя снимается со стоянки и переходит на новое место. Иногда старый лагерь сжигают, иногда оставляют как есть. Во втором случае он становится объектом изучения исследователей Фонда.

Именно на таких стоянках ученые сделали неожиданные открытия, объяснить которые они не могут. Например, тапирас — соломенные хижины, больше похожие на навесы. Зачем массако делают их такими высокими, ведь никакого практического смысла в этом нет?

Или луки. Тут вообще поразительно. В 2019 году в одном из брошенных лагерей сотрудники Фонда нашли случайно оставленный трехметровый лук и рядом такого же размера стрелы. Их наконечники были сделаны из заостренного бамбука, но не это главное. Как массако умудряются стрелять из такого монстра — вот загадка. Одному с оружием не управиться, а два человека лишают стрельбу всякой маневренности. Может быть, такие луки со стрелами — это часть какого-то ритуала, а не охотничий инвентарь?

Про ритуалы. Еще одна загадка массако — пирамиды из черепов животных на деревьях. Это трофей, подношение, часть какого-то обряда? Никто не знает. У других племен ничего подобного ученые не встречали.

Ну и главная «фишка» племени массако — колья. Это заостренные стебли бамбука, которыми щедро утыкана их стоянка. И ладно вокруг временного лагеря — тут наличие кольев можно объяснить защитой от зверей. Но зачем массако втыкают их вдали от стоянок? Как раз за этим занятием группу мужчин и «поймала» фотоловушка Фонда. Вот на фотографии абориген с длинной палкой в руках делает отверстия в земле, остальные готовятся воткнуть в нее колья из бамбука. Какой практический смысл они несут, может это тоже часть какого-то ритуала?

Несостоявшийся контакт

К слову, с кольями связан единственный состоявшийся контакт ученых с племенем массако, который отчасти проливает свет на назначение древесных шипов. В 2014 году один из сотрудников Фонда в экспедиции внезапно увидел в окошко палатки двоих аборигенов, которые втыкали колья в землю прямо около входа. «Их было двое, — вспоминал Паулу Перейра да Силва. — Абсолютно голые старик и мальчик лет десяти. Пожилой мужчина проделывал дыры с помощью кола из дерева ароэйра, а маленький мальчик расставлял шипы».

Перейра приоткрыл окошко в пологе и крикнул «Привет!», помахав рукой и улыбнувшись. Реакция оказалась странной. Мальчишка, швырнув колья, стремглав умчался в лес. А старик гортанно крикнул что-то недоброе и хмуро уставился на ученого. Потом стал пятиться спиной, а отойдя так шагов на 20, повернулся и тоже побежал в лес. Что интересно, когда ученый пошел по их следам, он обнаружил тропу из кольев длиной около двух километров. Вероятно, массако так пытались защититься от преследования, но зачем они расставляли колья около палатки?

Гибель ученого

К сожалению, не все контакты с изолированными племенами заканчиваются благополучно для жизни. В сентябре 2020 года аборигены убили ученого, который их изучал. Его вызвали жители деревни Серингейрос, находившейся на границах резервации, в которой обитает девять неконтактных племен. Аборигенов несколько раз замечали около фермерских полей. С луками и копьями, они внушали тревогу местным крестьянам. Приехавший по вызову 56-летний Риели Францискато был одним из лучших специалистов по изучению бесконтактных народов в Бразилии и главным их защитником. Он погиб от стрелы, выпущенной откуда-то из джунглей. Аборигены, предположительно убившие ученого, проходят в документах Национального фонда как «неконтактные с реки Гаутарио».

Сотрудники Фонда считают, что «неконтактных» погнал к людям голод. Видимо, в глубине их территории стало не хватать пищи, вот они и вышли к фермерским полям. После этого случая власти Бразилии призвали жителей Серингейроса не трогать аборигенов, если они появятся. Ну а гибель ученого провели как несчастный случай — по бразильским законам, представители неконтактных групп не подлежат уголовной ответственности.

«Эти люди нередко имеют негативный опыт общения с охотниками и лесорубами. Они не в состоянии понять, кто угрожает им, а кто нет. Должно быть, они приняли нас за агрессоров. Их нельзя винить», — говорит коллега погибшего ученого, чудом оставшийся в живых.

Как уберечь массако?

Но вернемся к массако. Они обитают далеко от того места, где произошел несчастный случай. И их ареал тоже считается резервацией. В этом слове нет ничего плохого — в Бразилии так называют заповедные территории с жесткими ограничениями. В частности, в резервациях недопустимо никакое строительство, в них нельзя трогать лес и охотиться на зверей. За соблюдением границ следит специальная государственная служба, у которой на оснащении имеется множество дронов. Иногда в объектив этих «железных птичек» попадают и представители бесконтактных племен.

Но резервации — это не панацея. Аборигены ничего не знают о границах, они кочуют как им вздумается, порой заходя на территории, где действуют «черные» и вполне легальные лесорубы. Незапланированный контакт может закончиться трагично, причем для обеих сторон. Такие случаи раньше бывали неоднократно, а сколько тех, которые не попали в статистику?

Как ограничить риск «катастрофического контакта», ученые не знают. То ли дело сентинельское племя, которое живет на изолированном острове. Аборигены с него не выберутся, да и охранять остров властям от нашествия любопытных проще, чем участок леса.

Впрочем, никакие барьеры не остановили одного американского миссионера, который решил принести слово Божье самому враждебному неконтактному племени планеты. Вот, что из этого получилось 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий