Это место можно считать национальной витриной Индонезии с колоритными раскрашенными туземцами и хижинами из соломы. Где ходят голышом с единственным предметом в виде чехла на причинном месте? В долине Балием. Где женщины носят юбки из пальмовых листьев и мажутся грязью? В долине Балием. Кабаньи клыки из ноздрей, плюмаж на голове из перьев, страшные маски на лицах, дома на деревьях, войны из-за убитой свиньи — всё это долина Балием. Каннибализм, мумии предков в виде талисмана тоже имеют отношение к долине Балием.
Затерянным это место прозвали не просто так. При том, что острова, на которых располагается Индонезия, были колонизированы европейцами еще в XVI веке, долину Балием обнаружили только в 1938 году, а первые белые люди побывали там в 1945-м, и произошло это по чистой случайности. Причина проста — в долину Балием нет ни сухопутной, ни водной дороги. Единственный способ в нее попасть — это самолет или вертолет. Собственно, так и произошло с невольными первооткрывателями затерянного мира.
Зеленое плато в снежных горах
Новую Гвинею — второй по величине остров в мире — открыли голландцы в 1526 году. Исследовав его, они наткнулись на внушительный горный массив. Туземцы его называли Маоке, что означало «снежные горы». Вплоть до первой половины XX века считалось, что Маоке представляет собой один 700-километровый хребет, отдельные вершины которого достигают высоты 4200 метров. Каково же было удивление европейцев, когда они впервые пролетели на самолете над Маоке. Это произошло в 1938 году, и тогда выяснилось, что на самом деле Снежные горы — это две параллельные гряды, а между ними есть одно место — цветущая зеленая долина, лежащая на ровном плато прямо посередине горного массива. Мало того, в долине жили люди — это было видно по островерхим соломенным крышам.
Однако попасть в «затерянный мир» не получалось — горы Маоке имели довольно крутые склоны, вдобавок подходы к ним представляли собой тропический густой лес, никогда не видевшей человека. Сесть туда на самолете тоже не получалось — 50-километровое плато хоть и было ровным, но не имело открытых площадок, подходящих для приземления.
Пленники затерянной долины
Попасть туда смогли только американские военные, и произошло это по несчастливой случайности. В 1945 году на Новой Гвинее располагалась американская военная база. Вторая мировая война подходила к концу, японцы уже не представляли серьезной угрозы, и американские военные на базе «Голландия» расслабились. Они время от времени совершали увеселительные прогулки на самолете над горами Маоке и диковинной долиной, которую в шутку назвали Шангри-Ла в честь вымышленной затерянной страны.
В один из таких полетов самолет задел в тумане вершину и рухнул вниз. Из 24 человек выжили трое. Раненые, они решили пробираться через горы в сторону базы. Тут-то их и обнаружили туземцы. Встреча была эпичной. Аборигены, прежде никогда не видевшие белого человека, с интересом разглядывали людей, щупали их одежду, полагая, что это грязь на теле, и удивлялись, почему у них нет пальцев на ногах (обувь для папуасов была в диковинку).
Туземцы не проявляли враждебности, но и помочь выбраться они не могли, так как полагали, что за горами, окружавшими долину, мир заканчивается. Через два дня выживших обнаружили с самолета, но облегчения это не доставило — сесть в долину не представлялось возможным.
О происшествии узнали газеты и раструбили на всю Америку. Тем более, что среди троицы была женщина — капрал Маргарет Хэйстингс, которая на некоторое время стала персонажем №1 в стране. Ее история подходила под шаблон популярных комиксов про Кинг-Конга и Тарзана, поэтому газеты пестрели заголовками в духе: «Красавица в смертельной опасности!» и «Спасите девушку из лап чернокожих дикарей-людоедов!».
Американское командование радо было бы спасти, но не знало, как это сделать. Вертолеты тогда только-только появились в войсках и обладали потолком в 2300 метров. Перелететь на них через хребты не получалось, а по-иному в затерянную долину было не попасть. Единственное, что смогла сделать армия, это десантировать врачей-парашютистов, чтобы они смогли обработать раны выживших. Теперь нужно было каким-то образом эвакуировать и их.
Сделать это получилось две недели спустя при помощи планеров. Это была тяжелая, рисковая и тщательно выверенная операция. Выжившие грузились в планеры, а низколетящие самолеты зацепляли их на ходу, не приземляясь. Чтобы эвакуировать всех, потребовалось три захода. Об этом событии довольно подробно описывается в книге «Затерянные в Шангри-Ла», вышедшей в 2011 году.
Папуасский колорит
Но вернемся к долине и ее жителям. С развитием авиации стало возможно наладить воздушный мост с долиной. Ее назвали Балием по имени речки, текшей посередине. Первоначальный шок туземцев постепенно сменился привыканием, и теперь долина — это вполне цивилизованный район со своей столицей, аэропортом и туристами. Автомобильную дорогу до нее так и не проложили (хотя пытались), и попасть в Балием, как и встарь, можно только по воздуху.
Живут тут три местных племени — дани, яли и лани. Это и есть те самые колоритные папуасы, которых любят показывать в репортажах о диких племенах. Вот только таковыми они становятся исключительно в дни съемок, а так обычная их одежда — шорты и майка. Однако долина Балием — хоть и популярное у туристов место, дальше столицы городка Вамена и его окрестностей посторонним ход закрыт. И это обосновано — вдали от очага цивилизации обитают племена, которые по-прежнему находятся почти в каменном веке. Живут общинами, выращивают свиней и сладкий картофель и ходят практически голышом с футляром на причинном месте.
Немного о нем. Делают чехол из высушенной тыквы и называется он котека. Держится на поясе с помощью двух веревочек и часто украшен ракушками, клыками свиней и перьями райской птицы. Размер у котеки разный, как и форма — некоторые доходят до подбородка и имеют внушительный диаметр. Гиды объясняют, что размер никак не зависит от содержимого, а является лишь отличительной чертой того или иного племени. В противовес абсолютно голым мужчинам, у которых котека — это единственная деталь гардероба, женщины племен носят юбки из пальмовых листьев и многочисленные ожерелья из косточек и ракушек.
Фестиваль
Как попали первые люди в долину Балием, никто не знает. Вероятно, это произошло в ту пору, когда между хребтов существовал какой-то относительно свободный проход, а потом из-за тектонической активности он закрылся. Оказавшись в изоляции, папуасы расселились по долине, разделились на три племени и начали жить, периодически воюя друг с другом.
Причем интересно, что войны у них были не такими, какими мы их представляем — «стенка на стенку» или что-то подобное. Понимая, что тотальное истребление приведет к вымиранию, папуасы воевали друг с другом очень аккуратно — до получения сатисфакции. Украл кто-то свинью из соседней деревни? Обиженные идут войной на воров, но битва закончится сразу, как только они заберут награбленное или отберут другую свинью. Убил охотник одного племени охотника из другого? Будет война, но лишь до тех пор, пока в племени обидчика не появится первая жертва.
Воюют туземцы и сегодня, но делают это только три дня в году во время проведения ежегодного папуасского фестиваля долины Балием, на который специально съезжаются туристы со всего мира. Многочисленные фотографии колоритных мужчин с плюмажем, котекой на поясе и кабаньими клыками из ноздрей сделаны именно в долине, когда там проходит празднество.
Его суть заключается в том, что местные племена показывают сцены из жизни, изображают боевые стычки, пляшут, поют — и всё это в течение трех дней, чтобы развлечь зрителей. Выгода для них огромная, ведь после представления начинается фотосессия, и за каждый снимок аборигены берут плату деньгами или сигаретами. Поэтому чем колоритнее внешность и заковыристей котека, тем больше можно заработать. А когда фестиваль заканчивается, туземцы переодеваются в футболки и шорты, рассаживаются по кузовам грузовых машин (они в долине заменяют автобусы) и разъезжаются по домам до следующего фестиваля.
Впрочем, на коммерческие рельсы в долине Балием поставлено далеко не всё. Есть на окраинах неконтактные племена, покой которых власти охраняют запретом на посещение. Увидеть их простому туристу невозможно, а доступ к туда открыт лишь ученым по специальному разрешению. Да и вообще туристический поток в долину Балием регулируется квотами, поэтому очередь на фестиваль папуасской культуры начинает формироваться сразу после окончания предыдущего.
Без сомнения, посмотреть на натуральный, а не витринный быт индонезийских папуасов было бы очень интересно. Но власти поступают правильно, ограждая племена от излишнего внимания. Впрочем, находятся те, кто нарушают запреты. И расплачиваются за это своей жизнью 👇: