У каждого детского сада в Норвегии есть свой сайт. Для удобства родителей на нем отдельной строкой выведена информация о горячем питании, где сказано сколько раз ребенка будут кормить горячей пищей. Обычно указана цифра от 1 до 5. Но вот в чем смысл: это не в день, это в неделю. А есть садики и вовсе без горячего питания. Мало того, в Норвегии получают популярность детские сады… без помещений. Все семь часов в день дети проводят на свежем воздухе. Обедают на улице, спят на ней же, играют в траве или среди камней. И общество в восторге от такого подхода, ведь природа — это главное богатство страны, и единение с ней делает детей здоровыми и крепкими.
Шесть дней адаптации
90% детских садов Норвегии государственные. Оставшиеся 10% частных дошкольных учреждений — это вовсе не элитные садики с особой программой. Они ничем не отличаются от государственных, и родители зачастую даже не знают какая форма собственности у дошкольного учреждения, которое они выбрали.
А выбор происходит сразу после рождения ребенка. Как правило, это ближайший к месту жительства садик, в который родители подают заявку. Однако в ней нужно указать еще два запасных варианта на тот случай, если в основном не хватит мест. О зачислении сообщает коммуна (норвежский муниципалитет) письмом на электронную почту. Так же через интернет происходит зачисление — власти просто присылают договор, родители его подписывают, и всё. Никаких медицинских справок и сведений о вакцинации не требуют. Посещать детский сад — это право любого норвежского ребенка, независимо от того, как его родители относятся к вакцинации.
Отдают в детский сад с девяти месяцев. Так рано потому, что максимальный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком длится 13 месяцев, и родители предпочитают выходить на работу пораньше. Однако в Норвегии нет такого — отдал ребенка на попечение воспитателям и дело с концом. Для каждого девятимесячного малыша предусмотрена обязательная адаптация.
Происходит она так. Первый день ребенок проводит в садике два часа, рядом обязательно находится кто-то из родителей. Второй день малыш остается на обед, родитель рядом, но в соседней комнате. На третий день ребенок проводит в садике полдня. Потом он остается на дневной сон, после которого родителям предлагают забрать малыша. Пятый день — дневной сон с продолжением в группе. На этом адаптация закончена, с шестого дня родители могут совершенно спокойно отвозить чадо в садик и заниматься работой.
Оплата за садик составляет 3000 норвежских крон в месяц (24 тысячи рублей). Отдельно оплачивается горячее питание. Больше никаких денежных трат нет — на шторы, подарки воспитателям, моющие средства и мягкие игрушки никто не скидывается. Единственное, что родители докупают самостоятельно — это подгузники. И только в том случае, если закупаемая детским садом марка изделия подходит не всем.
А где кровати?
Теперь о том, как устроены сами садики. Здания у них небольшие, так как количество групп редко превышает пять, а в одной группе находится от семи до десяти детей. Прихожая, раздевалка и большая общая комната — вот и всё пространство. В комнате на виду находится кухня, тут же столовая, столики в которой служат и для обедов, и для учебы. Основное пространство отведено под игровую зону с минимумом мебели. Зато много игрушек, до которых дети могут дотянуться сами.
Интересная деталь: около обеденных столов на виду, а не под раковиной, стоят яркие мусорные ведра, в которые ребятишек с раннего возраста учат правильно кидать мусор. Правильно — это не точно в цель, а в соответствии с нормами сортировки.
Но где же кровати? Их нет. Дети сами стелют по площади комнаты собственные матрасики, кто где хочет. Воспитатель может включить тихую музыку, а может не делать этого, просто предлагая закрыть глаза. И никого уговаривать не приходится — не хочешь спать, не спи, но не мешай другим. И это дети усваивают сразу.
А вот малыши ясельного возраста спят обязательно. Но опять-таки не в кроватках, а в колясках, которые стоят на улице под навесом. В каждой из них спальный мешок, зимой — плотный пуховый, летом — тонкий. Рядом всегда дежурит воспитатель, который, если ребенок проснется, забирает того в группу, чтобы он не разбудил остальных.
Раз уж заговорили о воспитателях, то их по правилам должно быть по одному на пять детей. Образование — обязательно высшее, а вот у помощников воспитателя может не быть вообще никакого образования. Главное условие — хорошее владение норвежским. Получают они, если на наши деньги, по 280 тысяч рублей. Кажется много, но для Норвегии с ее высокими ценами и уровнем жизни, это маленькая зарплата. Поэтому в стране нередки случаи забастовок воспитателей детских садов, которые требуют (и нередко добиваются) пересмотра отдельных положений трудового законодательства и пенсионного обеспечения.
Еда и закалка
Но вернемся к детям, а точнее к их питанию. Если в Советском Союзе при разговоре о детском питании, вспоминается фраза: «Пейте дети молоко — будете здоровы», то в норвежское «молоко» — это паштеты и скумбрия в томате. Норвегия — страна бутербродов. Их тут едят все и с самого раннего возраста. Главный продукт — хлеб, а к нему в качестве добавок идут сыр, ветчина, салями, огурцы, листья салата, помидоры. Но главные ингредиенты бутерброда — паста из икры и скумбрия в томате. Запивать это все полагается водой, реже — ягодными морсами, а зимой какао.
Что касается горячего питания, то и оно не блещет разнообразием, делая упор на рыбу и овощи. Если для каких-то родителей принципиально кормить ребенка горячими обедами, то им могут разрешить приносить их с собой или же забирать ребенка на обед. Но обычно это запрещено, и должна быть весомая причина вроде проблем со здоровьем.
Теперь про физическую активность. По мнению норвежских родителей, основная задача садика — безопасно утомить ребенка, чтобы он, придя вечером домой, поел, посмотрел мультик, принял ванну и сам лег спать. Конечно, это шутка, но в ней скрывается большая доля истины, потому как подвижности и активности норвежских детей в садиках можно только позавидовать. Ребенок действительно проводит много времени на воздухе. Причем не только играет там, но и в хорошую погоду обучается и даже спит. А в основном катается колбаской по траве, играет среди камней, карабкается по деревьям и сидит в лужах. Вымазаться в грязи (если она есть) — это вообще обязательная программа любого ребенка, и воспитатели ей не препятствуют.
При этом домой дитё приходит сухим и чистым. Это благодаря многослойной системе одежды. Резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон — вот ее верхние элементы. И вообще, о том как правильно одевать ребенка, родителям обязательно рассказывают, что в детских садах на специальных собраниях, что в школах. Поэтому в дождь, в ливень, в ветер и снег дети обязательно будут играть на улицах, закаляясь и запасаясь здоровьем.
Детский сад варианта «экстрим»
Можно сколь угодно долго ругать такой подход, но норвежцы действительно меньше всех в мире болеют простудными заболеваниями. Основы закалки закладываются именно в детских садах. И в этом нация не только преуспела, но и идет дальше, предлагая совсем уж экстремальные на наш взгляд методы дошкольного воспитания детей. Речь идет о философии фрилуфтслив — дословно «свобода» (frе), «воздух» (luft), «жизнь» (live).
Стремление к единению с природой и вера в чудодейственную силу свежего воздуха привела норвежцев к созданию «уличных» детских садов. На большой огороженной поляне стоит помещение для приготовления бутербродов, сушилка и здание для инвентаря и переодевания. Никаких столовых и комнат для игр — целый день дети проводят на улице: едят на открытой террасе, там же играют и спят в колясках (маленькие) или спальных мешках (большие). И это в любую погоду.
И хоть детских садов с системой фрилуфтслив по стране не так уж и много, они завоевывают все большую популярность. Однако и в обычных садах помимо игр на лужайке и валяния в грязи существуют специальные программы. Это походы два раза в неделю. Причем именно походы, а не прогулки по асфальтированной дорожке за пределами территории. На малышей одевают светоотражательные жилеты и выводят за город. Иногда вывозят, если расстояние большое. Там ребятишки вместе с воспитателями карабкаются на невысокие холмы или устраивают барбекю посреди лесной лужайки.
Дети помладше тоже ходят в походы, но покороче — до городского фонтана, игровой площадки, ближайшей школы. При этом не оставляют без внимания и самых маленьких — их катят в больших колясках на четверых или в пластиковых тележках на шестерых. Походы не отменяют даже во время дождя, ветра и снегопада, поэтому увидеть семенящую группу в люминесцентных жилетах во время ливня сплошной стеной — это нормально.
Подготовка к школе
В Норвегии не требуют от первоклашек знать буквы и цифры. Но садик все равно берет на себя подготовку за год до школы. Администрация дарит шестилеткам рюкзаки со всем необходимым. Там есть блокнот, пенал с цветными карандашами, лупа, линейка, коробка для еды, бутылка для воды и подстилка для попы, чтобы сидеть на мокрой земле. Ребята ходят в детский сад с такими рюкзаками весь последний год перед школой, постепенно привыкая к ней.
На занятиях (они называются «собрания») изучают строение организма, названия планет, географию страны. Буквам и цифрам уделяется немного внимания, в основном будущих первоклашек обучают образному мышлению и рассказывают об устройстве мира. Иногда это сопровождается опытами — вулканами из соды и уксуса, заморозкой воды в формочках или демонстрацией миниатюрной радуги из воды, зеркальца и фонарика.
Малышам тоже достается толика обучения. Для них часто устраивают кукольные представления, чтобы познакомить с новыми предметами, например сезонными овощами и фруктами или элементами одежды. Но в основном младшие дошколята рисуют и лепят. Они создают невероятное количество поделок — по 4–5 в неделю, а к Рождеству, Пасхе и Дню Конституции их количество возрастает кратно. При этом воспитатели обязательно участвуют в процессе, упаковывая подарки для семьи в красивую обертку.
И напоследок о болезнях. Норвежская система здравоохранения особенная, но в рамках дошкольного образования ее присутствия практически нет. Кашель и насморк — это постоянные спутники дошколят, и на них никто не обращает внимание. Ребенку нельзя ходить в детский сад только в двух случаях: если у него температура выше 37°С или тошнота со рвотой. Тогда родители должны сами побеспокоиться о здоровье чада, а также самостоятельно определить, когда ребенку пора в садик — никаких справок от них воспитатели не потребуют.
Вот так в общих чертах устроено дошкольное образование в Норвегии. Дальше по плану школа, в которую ребенок идет с шести лет и учится в ней до 19. В этой стадии воспитания детей тоже немало интересного, и школьное образование Норвегии станет темой следующей статьи 👇: