Официально считается, что первый самолет построили и испытали братья Райт в декабре 1903 года. Однако эту точку зрения разделяют далеко не все. Да, самолет братьев Райт мог совершать управляемые полеты, однако он не умел самостоятельно взлетать — для этого техническому чуду требовались рельсы и ветер. К тому же лететь он мог только по прямой без поворотов.
Поэтому первым «настоящим» самолетом эксперты от мира авиации считают машину под названием 14-bis, которую построил и удачно испытал соперник братьев — бразилец Альберто Сантос-Дюмон в день сегодняшнего обзора — 23 октября 1906 года.
Произошло это в Париже, куда Альберто переехал только для того, чтобы находиться в самом центре воздухоплавания. Обладая значительными финансовыми средствами (Сантос-Дюмон был миллионером), он занялся конструированием и строительством аппаратов тяжелее воздуха.
Когда все было готово, Альберто стал сомневаться, что его изобретение сможет подняться в воздух — уж слишком массивно (вес 400 кг) оно выглядело. И чтобы подстраховаться, Дюмон решил прикрепить к аэроплану воздушный шар. Однако всё получилось еще хуже. Как только самолет начинал разбег, огромный шар создавал такое сопротивление, что «хищная птица» (так изобретатель обозвал свое детище) ползла по земле как черепаха.
Пришлось шар отстегнуть и полностью положиться на удачу. И она не подвела Дюмона. На глазах многочисленной толпы его «птичка» не только оторвалась от земли, но и пролетела 60 метров на высоте 14 метров, да еще и развернулась в воздухе и самостоятельно приземлилась на шасси. Так что 14-bis миллионера Сантос-Дюмона и можно считать первым полноценным самолетом в том понимании, которое принято в авиации сегодня.