Название российской пресноводной жемчужины озера Байкал по одной из версий произошло от тюркского «Бай-Куль», что значит «богатое озеро». А вот попавшие в XII веке на его берега арабы прозвали озеро Бахр-ал-Бака, что означало «Море, рождающее много слез». И это неспроста — Байкал во все времена таил в себе угрозу для проплывающих по нему путешественников.
Главный возмутитель спокойствие — ветер, точнее ветры, которые представляли собой смертельную угрозу для пароходов и торговых судов. У них даже были собственные имена. Верховик дул с верховьев Ангары, ему навстречу нес воздушные потоки Култук. Баргузин хозяйничал на северо-востоке, а Шелонник — на юго-востоке. Но самым опасным на Байкале считался Сарма, который рождаясь в глубоких ущельях Приморского хребта, двигался через пролив Ольхонские ворота, набирая силу и сметая все на своем пути. Именно он стал причиной самой трагичной катастрофы на Байкале, которая произошла 14 октября 1901 года.
Пароход «Иаков», следуя из Верхнеангарска, вел на буксире три судна: парусник «Потапов» с 500 бочонками омуля и 160 рабочими и судна промышленников Могилева и Шипунова тоже с рыбой и рабочими на борту. Как только караван вышел в Малое море (часть акватории между берегом и островом Ольхон), на него обрушилась сильнейшая буря, вызванная порывами ветра Сарма. Из-за него пароход «Иаков» стало сносить к острым скалам Ольхона. Капитан оценил обстановку и принял непростое решение: отцепить сначала шхуны Могилева и Шипунова, а потом и «Потапова».
Первым двоим удалось уцелеть — по крайней мере большинство моряков смогли спастись. А вот «Потапова» ждала иная судьба — ветром его вынесло прямиком на скалы, он разломился пополам и затонул. А вместе с ним 160 рыбаков, 15 членов команды и уйма безбилетников, ехавших на палубе нелегально.
Из-за этого точное число погибших установить так и не удалось. Приблизительно стихия унесла жизни двухсот человек, и это до сих пор является самой крупной катастрофой на Байкале.