Сегодня в России отмечается день моряка-подводника. Именно 19 марта 1906 года Николай II подписал Указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок–миноносцев, которые образовали самостоятельную флотскую единицу, по сути подводный флот.
Вообще история появления подводных аппаратов в России интересна. Впервые идею «потаенного судна» предложил Петру I в 1718 году обычный плотник Ефим Никонов. Его проект был одновременно и прост и изящен (насколько такое определение подойдет к монструозной бочке, служившей “потаенным судном). Вопрос герметичности не стоял, ведь основной ее целью было скрытное разрушение кораблей противника. Роль балласта выполняла емкость с водой, откуда она удалялась поршневой помпой. Но главным в этой бочке была “шлюзовая камера”, из которой выпускался водолаз с инструментом в руке, способный разрушить вражеское судно. Кстати, скафандр для такого водолаза разработал этот же плотник–самоучка.
После демонстрации изобретения Никонов приступил к его постройке. Но смерть императора поставила крест на проекте, а построенная лодка сгнила в сарае.
В 1834 году по проекту инженера Шильдера в Петербурге была построена механическая подводная лодка. Она приводилась в действие усилиями матросов–гребцов, а из вооружения имела на борту пороховые мины с электрическим взрывателем. Экипаж состоял из 12 человек.
Но инженеры быстро поняли, что таким лодкам обязательно нужен механический двигатель, иначе их скорость в толще воды была ничтожно мала. И вот в 1866 году была выпущена подводная лодка конструктора Ивана Александровского. Она передвигалась под водой используя поршневые машины, которые питал сжатый воздух от 200 чугунных баллонов.
А уже в 1903 году на Балтике построили первую боевую подводную лодку «Дельфин» с бензиновым мотором и электродвигателем.
Ну а дальше конструкция лодок только совершенствовалась и развивалась и сегодня подводный флот РФ – это грозная морская сила, не уступающая прочим державам.
