Черное море бедно островами. Если взглянуть на его карту, то без сильного масштабирования ни один кусочек обособленной суши разглядеть не получится. Все известные острова акватории образовались не так давно по геологическим меркам в результате эрозийных береговых процессов. Тендровская коса, Джарылгач, Лебяжьи острова в северной части моря — как раз из таких. Дополняет рельеф россыпь крошечных островков у берегов Болгарии, куски скал у турецкого берега и единственный тектонический остров Змеиный на северо-западе. На этом всё — кавказская часть Черного моря полностью лишена обособленной суши.
Воздушные замки Черного моря
Казалось бы, если природа обделила акваторию, то человек с его техническим прогрессом может исправить ситуацию и создать искусственные острова. Тем более и за примерами ходить далеко не надо — рукотворная «Пальма» в Персидском заливе уже который год привлекает туристов сервисом и инфраструктурой. Но нет, дальше проектов дело пока не движется.
Лидером по «воздушным замкам» на водах является Россия. К сочинской Олимпиаде возник и тихо скончался амбициозный проект острова «Федерация», который по своим очертаниям должен был напоминать Россию в миниатюре. Еще раньше эта же судьба ждала остров «Югра» — инвестиционный проект нефтяников. Про «Сакуру» и «Молодую Луну» сейчас уже мало кто вспомнит.
Сравнительно недавно в Сочи стали обсуждать очередной проект насыпного острова напротив пляжа «Маяк» с гостиницей-свечкой, эллингами, причалами и пляжами. Также на стадии обсуждения находятся проекты островов у наших соседей — напротив болгарской Варны, турецкого Трабзона и райского уголка в устье канала Босфор.
Но пока инженеры решают, как искусственные острова справятся со штормами и изменением рельефа дна, а экономисты подсчитывают окупаемость, в акватории Черного моря преспокойно существует два полноценных рукотворных острова, очень непохожих друг на друга назначением и историей.
Аэропорт на искусственном острове
В начале 70-х годов Турция вступила в эпоху строительного бума. Возводились города, возникали курорты, строились дороги и каналы. Не стала исключением и авиационная отрасль. Черноморские провинции страны всегда пользовались популярностью у туристов, но рельеф местности не позволял построить там хороший аэропорт. Выход был найден, и он воплотился в аккурат посредине между городами Орду и Гиресун.
Идею искусственного острова для нужд гражданской авиации турки подсмотрели у японцев, которые еще в 1994 году построили огромный международный аэропорт Кансай на рукотворном острове в Осакском заливе. В Турции работы несколько раз начинались и откладывались из-за вечных кризисов и недостатка денег. Однако в 2011 году дело все же дошло до реального воплощения.
За четыре года в Черном море был построен искусственный остров площадью почти 2 кв. км, защищенный волнорезом общей диной 7,5 километров и высотой 7 метров. На его сооружение использовали 36 миллионов тонн камней, для транспортировки которых понадобилось около миллиона рейсов грузовых машин. Аэропорт получил взлетную полосу длиной 3 километра и соединительный перешеек с материком. Так что географически он не совсем остров, хотя это уже придирки.
А вот второй герой статьи полностью отличается от своего рукотворного собрата. Причем всем — временем постройки, назначением, размерами, географией и бурным прошлым. А еще это самый секретный остров Украины, и что на нем творится сегодня, никто не может сказать ничего вразумительного.
Первомайский — секретная легенда
Называется этот остров Первомайским или в обиходе просто Майским. Он расположен посередине Днепровского залива Черного моря в трех километрах от города Очакова.
Свою историю Первомайский остров ведет с 1873 года и является плодом русско-турецких войн. В преддверии очередной из них (десятой по счету) император Александр II приказал построить в лимане у Очакова укрепление «для преграждения доступа неприятельскому флоту». Для того чтобы создать остров, понадобилось 900 человек. Сначала вбили 40 свай, а потом их засыпали грунтом и камнем. Уже в 1881 году остров на площади 7,3 гектара был готов выполнять свою основную задачу. На нем находились 11-дюймовые пушки, присланные из Кронштадтской крепости, казематы, пороховые погреба, лазарет. Построили казармы, а также стационарный лоцманский пункт.
В той турецкой войне Батарейному острову (так его назвали в царской России) поучаствовать не пришлось. Не досталось ему боевой славы и в Первой мировой. А вот в Гражданской войне он побывал, переходя из рук большевиков к Врангелю и обратно. Отбив его окончательно, советская власть дала острову название «имени 1 мая», или просто Майский, как его стали называть очаковцы.
Всё довоенное время на острове находился укрепленный форт, вооружение которого менялось по мере развития военно-технического прогресса. Гарнизон Майского держал оборону против гитлеровцев, но в конце 1941 года эвакуировался, так как фактически оказался в глубоком тылу врага.
После войны боевой профиль Первомайского не изменился, вот только покрылся плотной завесой секретности. С 1953 года на нем размещались морские силы специального назначения, преобразованные позже в отдельную бригаду спецназа ГРУ. Как говорят мифы и легенды, на острове вплоть до развала Союза готовили боевых пловцов. Секретность Первомайского была беспрецедентной — к нему запрещалось приближаться гражданским судам, в акватории около берега несли постоянное дежурство военные катера, фотосъемка с берега пресекалась.
Не изменился режим секретности и после того, как остров отошел Украине — на нем продолжал дислоцироваться морской спецназ. А в декабре 2005 года остров Первомайский неожиданно выставили на продажу. И это не шутка — Министерство обороны Украины подтвердило факт реализации всего недвижимого имущества на острове. Этому нашлось объяснение. Во-первых, секретность можно было обеспечить и на суше, а во-вторых, в крошечный остров площадью 0,073 кв. км нужно было вкладывать много средств и усилий: постоянно укреплять береговую линию, следить за состоянием артезианских скважин, сетями электроэнергетики и связи.
Желающих на Первомайский не нашлось (возможно, не сговорились в цене), и остров сейчас стоит в том состоянии, в каком его оставили военные в 2005 году. Однако никакого мародерства — попасть на Майский и поныне невозможно, он охраняется пусть и менее тщательно, но без шансов на проникновение. Население гадает до сих пор, для чего это нужно и рассказывает байки про подводный тоннель. Военные же отмалчиваются, хотя продавать остров они уже передумали. Как он используется в настоящее время — «тайна сия велика есть».
Что-то подобное Первомайскому находится в Каспийском море. Тоже бывший военный объект, только скромнее по масштабам. Однако вид у него с набережной города Каспийска внушительный и грозный 👇: