Дорога смерти Юнгас. Страшная трасса или аттракцион?

Дорога Юнгас в Боливии
Скользкий, покрытый мокрой грязью узкий спуск длиной в 61 километр — вот, что представляет собой знаменитая трасса Юнгас, дорога смерти.

Название «дорога смерти» кажется просто громкой фразой. Таких «смертельно опасных» мест на нашей планете можно насчитать несколько десятков. И все их будут сопровождать непременные рассказы о леденящих душу случаях и происшествиях. Все равно хлёсткая метафора несмотря на свою затасканность и избитость, продолжает словно магнит притягивать любителей пощекотать нервы.

Серпантин среди горных круч

Дорога смерти в горах Боливии
Дорога смерти Юнгас

Но в случае с боливийской трассой Юнгас все совсем не так. «Дорогой смерти» ее назвали вполне заслуженно, ведь еще недавно на ней погибало ежегодно 200–300 человек. Говорят, ущелье под дорогой и склоны горы усыпаны остовами ржавых автомобилей, которые сорвались с отвесных склонов. Сейчас по прямому назначению трасса используется мало — в 2000-х годах построили более безопасный дублер. Но и пустынной ее не назовешь. И до сих пор дорога смерти уносит жизни теперь уже туристов, которые ради острых ощущений стремятся покорить ее.

Издали дорога смерти напоминает извилистую царапину на теле гор. Ее построили в 30-х годах в Боливии. В ходе кровопролитной Чакской войны страна захватила в плен несколько тысяч парагвайских солдат. Чтобы не держать попусту в лагерях, их отправили на прокладку дороги между столичным городом Ла-Пас и северо-западным регионом Юнгас. Трасса оказалась очень сложной. Мало того, что между начальной и конечной точкой был трехкилометровый перепад высот, так еще в силу непростого рельефа дорогу пришлось строить буквально вгрызаясь в тело гор, отвоевывая у них считанные метры.

Опасная ситуация на дороге смерти
Проезд по дороге смерти не всегда заканчивается благополучно

Поэтому дорога Юнгас получилась очень узкой — в некоторых местах ее ширина не превышала трех метров — и извилистой. Ни о каком дорожном покрытии на ней не могло быть и речи — строители просто выравняли участки и кое-где отсыпали их гравием. В 70-х годах за реконструкцию трассы взялась американская компания, но не выполнила контракт. Так что в нашу эпоху дорога смерти представляла собой сплошной извилистый уклон, окаймленный с двух сторон асфальтом. А вот середина, которая являлась самым опасным участком, осталась глиняной и лишь местами гравийной.

Оправданное название

Движение по дороге Юнгас организовали левостороннее, хотя во всей Боливии оно правостороннее. Сделано это было для того, чтобы водитель мог лучше чувствовать трассу и при разъезде со встречным автомобилем видеть свое колесо. Но далеко не на всех участках можно было безопасно разойтись двум машинам. Поэтому установили «правило поднимающегося». Тот, кто ехал в гору, имел право приоритетного проезда.

Ситуация на дороге Юнгас
Как разъехались эти машины, неизвестно

Но сколько бы ограничений ни устанавливали, как ни осторожничали водители, все равно на дороге Юнгас в год случалось по 20–30 аварий. Связаны они были не только со сложным движением по извилистому узкому серпантину, а и с климатом тоже. Высокогорье здесь устанавливало свои условия. Частые туманы, дожди, резкие перепады давления и температуры превращали езду по дороге в опасную игру с судьбой. В сезон дождей глиняное покрытие превращалось в скользкую кашу, к этому добавлялись неожиданные водопады с потоками, разбивающимися прямо о дорожное покрытие. Помножьте это на крутые изгибы и нулевую видимость во время тумана — и название «дорога смерти» окажется не просто метафорой.

Авария на трассе Юнгас
Последствие неосторожного проезда по дороге смерти

Его, кстати, она получила в 1999 году после второго массового смертельного случая. Но самая страшная авария на трассе Юнгас произошла 24 июля 1983 года. Тогда в каньон с высоты 300 метров упал автобус, в котором находилось более ста пассажиров. А в декабре 1999-го та же участь постигла автомобиль с израильскими туристами — кроссовер сорвался в пропасть на крутом повороте. Погибло 8 человек.

Это только самые известные происшествия. А сколько таких смертей не попало в официальную статистику? Косвенно об опасности трассы можно судить по количеству крестов вдоль нее — редко кому удается сосчитать их все, так как местами обочина дороги напоминает бесконечный узкий мемориал вдоль отвесной вертикальной стенки. Да что далеко за примером ходить — взгляните на видео. Оно было снято во время преодоления обвала на дороге в начале 2000-х:

Несчастный случай на дороге смерти

Щекотка для нервов

Но сколько бы несчастных случаев не происходило на Дороге смерти, а альтернатив для местных жителей не было и им постоянно приходилось идти на риск. Положение изменилось только в 2007 году, когда запустили более безопасную дорогу между Ла-Пасом и городом Коройко. Теперь на самой высокой точке пути (4650 метров над уровнем моря) влево уходит современная асфальтированная трасса, а гравийно-глиняная дорога смерти своим серпантином устремляется вниз по другую сторону горы.

Кресты на дороге Юнгас
Кресты вдоль опасной трассы находятся на всём ее пути

Власти Боливии первоначально полностью закрыли движение по старой трассе. Но потом лобби туристической индустрии преодолело запрет и ныне дорога смерти превращена в туристический аттракцион для любителей экстремальных ощущений.

Преодолеть опасный участок можно на велосипедах и мотоциклах, причем только в одну сторону — под горку. Встречного движения тут нет. Развлечение поставлено на поток. В Ла-Пасе за 400 боливианов (5200 рублей) группу туристов на микроавтобусе отвезут на самую верхнюю точку, потом раздадут велосипеды и отправят в путь — повышать уровень адреналина в крови. С ними будет следовать обязательный инструктор, который не даст опасно разогнаться. А сама машина движется позади, готовая принять уставшего или испугавшегося путешественника.

Велосипедист под водопадом на дороге смерти
На дороге Юнгас нередки водопады

И все равно, какие бы тщательные меры не принимали организаторы туров, дорога Юнгас продолжает забирать жизни беспечных туристов. Последний случай произошел три года назад. Двое французских спортсменов решили, что трасса не просто легкая, а и даже забавная. Оторвавшись от основной группы и не обращая внимание на крики гидов, они разогнались до скорости 60 км/час. Не вписавшись в крутой поворот, французы улетели на глазах у всех в джунглевую пропасть с высоты 250 метров.

Завал на дороге смерти
Преодоление завала на трассе Юнгас

Иногда высокогорный аттракцион провести не удается — на дорогу смерти порой обрушиваются камнепады, которые наглухо перекрывают ее. Власти не спешат разбирать завалы, ведь есть более безопасный путь. В последнее время обвалы стали происходить всё чаще и недалек тот день, когда государственные службы решат, что ликвидация оползней и обвалов не стоит потраченных на это усилий. И тогда в истории Дороги смерти Юнгас можно будет ставить жирную точку.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий