Поиски убежавшей в лес собаки для четверых французских подростков окончились неожиданно. Пес скулил на дне глубокой ямы, образовавшийся от падения сраженной молнией сосны. Его достали, но главным было не это. На дне ямы черным входом зияло отверстие, уходившее куда-то в глубину. Покидав туда камни, дети поняли, что это вход в пещеру. И довольно большую, судя по эху.
Когда они через три дня, вооружившись масляными фонарями и веревочными лестницами, спустились вниз, их удивлению не было предела. Стены пещеры везде, где хватало взгляда, покрывали наскальные рисунки. Причем это были не какие-то там «пещерные каракули» типа «палка-палка-огуречик». На гладких стенах в натуральную величину скакали могучие зубры, изящные олени, гривастые лошади. Всех животных неизвестный художник изобразил очень реалистично — в беге, в прыжке, в готовности бросится на врага.
Вот так 12 сентября 1940 года была открыта пещера Ласко — крупнейший в мире первобытный «Эрмитаж» наскальной живописи. Первоначально ученые решили, что их водят за нос — уж слишком хорошо сохранились рисунки и очень сильно они отличались от известного ранее первобытного наскального творчества. Но нет, тщательная экспертиза отвергла подозрения в подделке, а радиоуглеродный анализ (уже в наше время) показал, что возраст рисунков ни много ни мало, а 15–17 тысяч лет.
Пещеру назвали «Сикстинской капеллой доисторической живописи» и к ней началось паломничество туристов. Такие визиты пошли не на пользу рисункам — они стали разрушаться на глазах. Надо отдать должное, власти спохватились быстро — сначала покрыли рисунки специальным раствором, создающим пленку, а в 1948 году и вовсе запретили доступ в Ласко.
Но и без зрелищ людей не оставили. В 1983 году рядом была открыта точная копия пещеры Ласко — бетонное сооружение с воспроизведенными рисунками. А вот оригинальная пещера до сих пор стоит закрыта. Спускаться в нее разрешено лишь ученым и очень ненадолго, так как угроза разрушения оригинальных рисунков никуда не делась.