20 июня — беспересадочный перелет через Северный полюс

Беспересадочный полет СССР — США
Беспересадочный перелет экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс закончился 20 июня 1937 года немного не так, как планировалось.

Восхищенная Америка встречала их как героев. Ставший вмиг знаменитым экипаж приветствовал телеграммой президент Рузвельт, а советский посол лично прибыл в далекий Ванкувер, чтобы пожать руку Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову. 20 июня 1937 года завершился беспересадочный полет Москва — Северный полюс — Ванкувер.

А ведь полет проходил совсем не гладко. Во-первых, под сомнением была сама модель самолета. На АНТ-25 конструкции Туполева в 1935 году совершил попытку достичь Америки через Северный полюс экипаж Леваневского. Однако ему пришлось прервать полет после 2000 км пути из-за перелива масла. Летчик потом разозлился, и заявил, что больше не будет летать на туполевских машинах. «Туполев – вредитель, и я требую это застенографировать!» – горячился Леваневский. А вот Валерий Чкалов полностью доверял АНТ-25. И доказал это делом.

Во-вторых, полет, который длился 63 часа 16 минут, проходил в сложнейших условиях. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля и несмотря на большие запасы еды, экипаж практически ничего не ел, а согревался горячим чаем и кофе из термосов. Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута приходилось проходить «вслепую», ориентируясь только по приборам.

Но главной бедой летчиков стала гипоксия. Именно по этой причине последние 13 часов перед посадкой за штурвалом сидел не Чкалов, а Байдуков. Для экономии веса запасы кислорода на борту были ужаты до минимума, а из-за облачности приходилось подниматься выше запланированной высоты и расход кислорода увеличивался. Больше всего страдал как раз Чкалов, у которого постоянно шла носом кровь. Вот поэтому на финише его и подменил Байдуков.

Тем не менее АНТ-25 дотянул на остатках топлива до американского берега. Хотя по плану полет должен был завершиться в Калифорнии, посадку пришлось сделать в Ванкувере. Увы, запасов топлива не осталось — из-за сильных ветров и необходимости постоянно менять высоту был допущен его сильный перерасход.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий