Это в современное время знаменитая Мона Лиза кисти Леонардо Да Винчи известна абсолютно всем, а ее загадочная улыбка не дает покоя искусствоведам. А вот в начале XX века никто во Франции и в мире знать не знал о Моне Лизе. Висела она преспокойно в одном из залов Лувра, была рядовой картиной и таковой бы и оставалась, если бы не кража.
Произошла она настолько дерзко и стремительно, что полиция разводила руками в растерянности — ни одной улики и хоть какой-нибудь зацепки. Случилось это в 1911 году, и сыщики поначалу даже усомнились в факте кражи. «А нет ли у вас врагов, господин директор, может просто кто-то из сотрудников решил вас проучить и перевесить картину в другое место?» — вопрошала полиция у директора. Но тот с негодованием отвергал любую возможность розыгрыша.
А газеты между тем раздули факт кражи до неимоверных размеров. Доселе никому не известная «Джоконда» превратилась в главное национальное сокровище Франции и жемчужину мировой живописи. Толпы парижан ломились в Лувр посмотреть на место, где висела картина. А изображение Моны Лизы появилось на рекламе целого сонма товаров — от конфет до противозачаточных таблеток.
Полиция же разводила руками и топталась на месте. Картину нашли только спустя два года. И то, произошло это случайно — одному итальянскому антиквару пришло письмо с предложением купить «Джоконду» за 500 000 лир (50 000 долларов в то время). Дальше дело техники — преступника уговорили встретиться, арестовали, изъяли картину и выяснили, как он ее украл.
Оказывается, Винченцо Перуджи работал по облачению картин Лувра в стеклянные чехлы. Работникам музея он был хорошо знаком, и никто из них не обратил внимания, когда молодой человек понес куда-то массивную картину. Более того, ему даже помогли открыть дверь.

Так ставшая вмиг знаменитой «Джоконда» с триумфом вернулась в стены Лувра. Произошло это в день сегодняшнего обзора — 4 января 1914 года. Что же до «похитителя века», то его судили, приговорили к заключению, но выпустили через семь месяцев.