Красе и гордости железных дорог России 2000-х годов скоростному поезду «Невский экспресс» была уготована непростая судьба. Родившись как фирменный скоростной, он проиграл соревнование за стремительность и комфорт своему брату «Сапсану», был выведен из эксплуатации, а позже снова введен.
Но главный удар судьбы «Невский экспресс» испытал дважды за свою недолгую историю. Два раза этот поезд оказывался в эпицентре террористического акта. Крушение 2009 года оставило свой печальный след в истории России большим количеством погибших. Но двумя годами ранее был еще один теракт.
Он произошел 13 августа 2007 года. Самодельное взрывное устройство сработало в десятом часу вечера под второй секцией локомотива. Мощность самодельной бомбы составила 2 кг в тротиловом эквиваленте. Тогда с рельсов полностью сошло и опрокинулось на бок 3 вагона, еще 9 сошли с наклоном.
Пострадало 60 человек, 30 из них были госпитализированы, некоторые – с серьезными травмами позвоночника. Но в результате теракта не было ни одного погибшего, что позволило квалифицировать происшествие как аварию, а не крушение.
По данным ФСБ организатором теракта был уроженец Волгоградской области Павел Костомаров, бывший военный, который принял ислам самого радикального толка. Он был объявлен в федеральный розыск, однако до сих пор остается непойманным. Более того, именно его подозревают в организации более кровавого теракта все с тем же «Невским экспрессом» уже в 2009 году.
