1. Костромской городок Буй находится в тех местах, где когда-то давно рыскали поляки в поисках первого русского царя династии Романовых, а отважный крестьянин Сусанин завел их в болото. Но память о подвиге успешно эксплуатирует поселок Сусанино, а вот находящемуся севернее Бую внимания туристов не досталось — это обычный провинциальный город, как пуховым одеялом, укрытый густой патриархальной тишиной и спокойствием;
2. Лицо любого города — вокзал. Он в Буе особенный. Здание построили в начале XX века по типовому проекту, а вот позже к правому крылу пристроили церковь. И теперь храм и вокзал составляют единый архитектурный ансамбль, что встречается в России чрезвычайно редко. А вообще, Буй — это город, развившийся благодаря железной дороге. Через него прошла северная ветка Транссиба, что дало Бую мощный толчок к развитию;
3. Возник Буй во времена Ивана Грозного (1536 год). Тогда границы Русского царства как раз проходили по сегодняшней костромской земле и часто подвергались нападению татар, мордвы и черемисов. Вот государь и повелел заложить город-крепость. Название ему было дано Буй, что, согласно Далю, означает «открытое кругом место или пустырь на возвышении»;
4. Такое в Буе действительно имеется. Это стрелка двух речек: Костромы и впадающей в нее Вёксы. Сейчас это центр города, и исторический, и географический. На нем расположен стройный и устремленный в облака Благовещенский храм, а рядом в качестве противовеса — площадь Революции с фонтаном в центре вместо обязательного Ленина;
5. Надобность в крепости скоро отпала, так как Ивана Грозного так разозлили татары, что он пошел походом и взял Казань. Так от Буя враз отодвинулась военная угроза, и все его крепостные рубежи со временем пришли в негодность. Сейчас от них остался лишь небольшой холм в центре и объект под названием Городище. Раньше это был фрагмент крепостной стены с парком деревянных скульптур. Теперь власти всё снесли, провели реконструкцию и сделали современную набережную с мощеными дорожками, коваными фонарями и ажурными лавочками;
6. К слову, о скульптуре. Одна из забавных особенностей Буя — большое количество малых архитектурных форм. Причем некоторые образцы городской скульптуры могут вполне успешно конкурировать за звание самых необычных, если не сказать нелепых жанровых памятников;
7. Зато городская архитектура в Буе широка и разнопланова. Сохранилось некоторое количество старинных купеческих особняков, у каждого из которых есть свое название. Дома купцов Капраловых, Белеховых, Галаниных, дворян Милославских и Москвиных — эти отреставрированные здания составляют основу исторического центра Буя. Их ряд органично разбавляют деревянные избы с красивыми наличниками разной степени сохранности. Картину дополняет отсутствие рекламного кича и большое количество зелени. На выходе получается очень уютный исторический уголок, в котором время словно замедлило свой ход;
8. Но Буй — это не только патриархальная старина. Город вполне развит и в экономическом плане. Несмотря на 20-тысячное население и обычную для провинции депрессивность, тут работают деревообрабатывающие предприятия, швейная и мебельная фабрики. Есть даже небольшой химический завод. Зарплаты, правда, невелики, но и ездить на работу в расположенную в 100 километрах Кострому буевлянам нет необходимости;
9. Рабочих мест у жителей могло быть гораздо больше, да и население города увеличилось бы, кабы энергетики довели до конца свой грандиозный проект. Речь идет о Костромской атомной станции, которую дважды начинали строить в 10 километрах от Буя. Стартовал проект еще в советское время, потом стройка встала. В 1996 году в Костромской области провели референдум, и 87% жителей отвергли идею строительства АЭС. Тем не менее в 2008 году Росатом объявил о продолжении стройки. Ожидалось, что станция под названием «Центральная» заработает к 2019 году. Но на данный момент стройка заморожена, и буевляне надеются, что навсегда;
10. Обоснование названию города придумали уже в современную эпоху. А когда при Екатерине II раздавали гербы, историки не знали, откуда взялось название Буй. Вот недолго думая, и изобразили на щите буй. Настоящий, тот, что на воде и с якорем. С небольшими изменениями он и дошел до наших дней.