Жемчужина, погубившая море: история Каракумского канала

Каракумский канал
Каракумский канал, эта пресноводная среднеазиатская жемчужина виноват в величайшей природной катастрофе Средней Азии. Вот его история.

«Голубая жемчужина Средней Азии» – именно так помпезно и возвышенно называли в советские годы Каракумский канал. «Гордость советского Туркменистана» навсегда решила главную проблему республики, принеся на ее пустынную землю долгожданную воду. Только какой ценой это было сделано? Тогда мало кто задумывался, что строительство грандиозного Каракумского канала может в будущем привести к экологической катастрофе. Экономика была важнее. Именно она говорила, что приход огромного количества пресной воды позволит превратить пустыню в земледельческий рай. А что в итоге? И рай не настал, и Аральское море исчезло. Однако обо все по порядку.

От Петра Великого до Иосифа Сталина

Идея строительства водного пути в Центральную Азию волновала еще Петра I. Отправной точкой государь видел безбрежное Каспийское море, от которого он хотел проложить водный маршрут в восточном направлении через Хорезмское ханство.

Однако та задумка так и осталась на уровне идеи, хотя, как говорят историки, экспедицию к Каспию император все же снарядил. После этого к возможности строительства водного пути возвращались неоднократно. И в самом деле, Каспийское и Аральское моря разделяла полоска земли шириной полтысячи километров. Технически совсем несложно прокопать между ними канал. А там уже открываются поистине безграничные возможности, от которых захватывает дух. Виданное ли дело – сплавившись по Волге, можно через Каспий попасть в Арал и дальше вверх по Амударье в самое сердце Средней Азии!

Но все проекты оставались таковыми, не покидая пределы пыльных кабинетов. И только в послевоенные годы дело сдвинулось с мертвой точки. Главный Туркменский канал – так должна была называться грандиозная водная артерия, соединявшая низовья красавицы Амударьи с водами седого Каспия.

Помимо судоходства на будущем канале планировалось возвести каскады ГЭС и навсегда снять проблему электроснабжения всего среднеазиатского региона. Всем был хорош Главный Туркменский, но ключевая его беда заключалась в том, что решение о строительстве было принято слишком поздно.

Его даже не начали по-настоящему копать, лишь только организовали два крупных лагеря заключенных в месте начала строительства, да завезли материалы и технику. Смерть Сталина навсегда поставила крест на одной из последних великих строек коммунизма. Хотя тогда строительство канала всего лишь приостанавливали якобы на время, но это самое время впоследствии совершенно изменило все приоритеты.

Во имя хлопка

Ведь чем был Туркменский канал? Водным путем, соединяющим два моря – да. Источником будущей электроэнергии – тоже да. Но вот проблему питьевой воды в засушливых районах Средней Азии он совсем не решал. Поэтому в 1954 году, через год после закрытия первого проекта, возник второй – совершенно другой.

Упор решили сделать не на энергетике и судоходстве, а на орошении и мелиорации. Для этого решили возводить канал принципиально иной направленности. Жизнь новой стройке дало среднее течение Амударьи у восточного края Туркменской ССР. В 1954 году близ поселка Басага стартовал новый грандиозный проект – «голубая жемчужина» Средней Азии, 800-километровый Каракумский канал.

Строили его довольно быстро. Уже в 1959 году сдали первую очередь – 400 километров водной артерии, которая прошла по самым засушливым районам Каракумской пустыни. Через 7 месяцев питьевая вода пришла в город Теджен. А в 1962 году канал дошел до Туркменской столицы – города Ашхабада. Одновременно на его пути сооружались крупные водохранилища, а параллельно со строительством шло расширение уже возведенных участков.

За короткое время в советский Туркменистан пришло столько воды, сколько его старожилы не видели за всю свою жизнь. Во вчерашней пустыне зазеленели оазисы, в буйный рост пошел хлопок, в городах забили высокие фонтаны.

А канал все продолжали копать дальше, подключая к орошению все больше и больше засушливой земли. Закончили его строить в 1988 году, и после этого некогда самая отсталая среднеазиатская республика вмиг обрела вторую жизнь, обогнав по уровню благосостояния населения даже более развитый Узбекистан.

Катастрофа

Амударьинская вода, струящаяся по Каракумскому каналу, дала Туркменистану счастье и благополучие. Но еще на этапе стали появляться первые тревожные звонки, на которые мало кто обращал внимание. А зря. Дело в том, что канал забрал у Амударьи разом 45% ее стока – почти половина всей речной воды пошла совсем в другом направлении. Разумеется, это не могло обойтись без последствий для самой реки.

Поэтому в 1971 году Амударья впервые за всю свою историю не дошла до Аральского моря. Мало того, что половина ее стока ушла в Каракумский канал, так еще и оставшаяся вода бешеными темпами забиралась на орошение в Узбекистане. Республика на-гора давала миллионы тонн хлопка, а ведь его посевы надо было постоянно орошать.

То, что произошло впоследствии с Аральским морем знает каждый образованный человек – оно перестало существовать. Некогда четвертый по площади замкнутый водоем планеты высох, лишившись за несколько десятков лет полностью всей воды, которую в него несли две речных сестры – Амударья и Сырдарья. На месте бывшего морского дна ныне гуляет ветер, поднимая тучи ядовитых веществ, бывшие раньше удобрениями, которые щедро текли с полей в реки. Там нет никакой жизни, сложно находиться и невозможно дышать. Теперь вместо Аральского моря раскинулась безжизненная пустыня, и имя ей Аралкум.

Конечно, было бы несправедливо огульно обвинять в произошедшей экологической катастрофе только один Каракумский канал. К трагедии привели и бесконтрольный забор воды из обеих рек, и общее повышение засушливости в регионе, и даже пресловутое глобальное потепление. Но спусковым крючком, триггером стало строительство Каракумского канала. И это не будет отрицать ни один эколог.

Утекай…

А что же сейчас твориться с Каракумским каналом? 1400-километровая водная артерия продолжает обеспечивать пресной водой весь Туркменистан. Около четверти поступающей в канал воды теряется в самом его русле в результате фильтрации, заиливания дна и испарения воды. Оставшаяся влага методично разбирается на орошение. Заканчивается канал неприметными трубами, в которые уходит оставшаяся вода. Говорят, по ним она доходит до самого Туркменбаши – города на берегу Каспия (бывший Красноводск).

А что до мелиорации, то оно в Туркменистане ведется дедовским, еще советским способом. Вместо современного капельного полива там используют сплошное орошение. В результате на каждый литр драгоценной пресной воды, необходимой для полива, приходится 110 литров, тратящихся почем зря. За один год республика тратит воды, больше, чем вся Германия, у которой население больше в 14 раз. Зато роскошные фонтаны Ашхабада входят в книгу рекордов Гиннесса.

Всё же наши предки умели распоряжаться водой куда как грамотнее, чем нынешние руководители, которые за каких-то 50 лет смогли угробить и Амударью, и Аральское море.

Впрочем, не все так печально, и некоторые экологи высказывают надежду, что когда-нибудь в будущем Арал снова прирастет размерами, ведь так бывало в его истории. А пока настоящее Аральского моря — две изолированные друг от друга системы 👇:

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Географ и Глобус
Добавить комментарий