То, что таких регионов всего шесть, уже само по себе удивительно, ведь 60% территории России находится во власти вечной мерзлоты, и строительство на мерзлом грунте железнодорожного полотна сопряжено с большими техническими трудностями. И пусть в современное время технология уже отработана, зато встает другой вопрос — зачем? Стоит ли тянуть нитку стальной колеи в те регионы, где плотность населения составляет 1 человек на 14 квадратных километров?
В таких местах, конечно, строительство железной дороги экономически неоправданно. Разве что для вывоза полезных ископаемых. Но на Чукотке их не так уж и много в масштабах страны. Этот очевидный регион и откроет список субъектов РФ, где железных дорог не было и нет.
Чукотский автономный округ
Именно в этом регионе России самая маленькая плотность населения, что делает строительство железной дороги совершенно неэффективным мероприятием. Однако планы такие имелись. И не у царских инженеров и сталинских проектировщиков. А в современное время, когда возобновили строительство стальной колеи от БАМа до Якутска. Продлить железку от Якутска до Анадыря с выходом к Берингову проливу — от такой перспективы захватывало дух. Реальность же заключается в том, что даже мост через Лену в районе Якутска вот уже второй десяток лет не могут построить, какая уж тут железная дорога?
География и рельеф Чукотки таковы, что строительству дороги мешает буквально всё: водоразделы, горные массивы, болотистые места и замерзшая тундра. В качестве примера нереальной сложности строительства можно привести автомобильную трассу «Колыма — Анадырь» протяженностью 2,8 тысячи километров, прокладка которой началась в 2012-м. К 2018 году сделали всего 25 километров. В данный момент стройка заморожена — нет денег, нет перспектив.
Магаданская область
В РЖД имеется весьма интересная программа — транспортная стратегия-2035. По ней строительство железной дороги от Якутска до Магадана должно обойтись в 3 триллиона рублей. И в отличие от тундровых «замков на песке» в Чукотке, дорога до Магадана — технически достижимая цель. В 2024 году по планам должна начаться разработка технико-экономического обоснования первого этапа строительства.
Ну а что касается дня сегодняшнего, то от железных дорог Магаданской области уже ничего не осталось. Да, они имелись и назывались общим словом «лесовозные». Сеть узкоколеек в окрестностях Магадана в 50-х годах была довольно плотная, общая протяженность достигала 200 километров. Помимо того, что по ним вывозили уголь и лес, шел поток грузов (снабжение) в обратном направлении. Да что там грузы, если в предвоенные годы по лесовозным дорогам Магаданской области возили отдыхающих на природу. Однако все узкоколейки были закрыты в конце 50-х годов, и память о железнодорожном прошлом осталась лишь в названиях переулков в Магадане: 1-и, 2-й и 3-й Железнодорожные.
Камчатский край
Вышеозначенная стратегия развития РЖД Камчатку в качестве региона, куда дотянется стальная колея, не называет. Однако проект трассы до Петропавловска-Камчатского существует. Ленско-Камчатская магистраль должна стать естественным продолжением трассы до Магадана. Проектом предполагается строительство дороги вдоль берега Охотского моря, а дальше по восточному побережью Камчатки до ее столицы. Общая протяженность трассы — 5 тысяч километров.
Схему представили в 2009 году, на что действующий глава Камчатки назвал ее «фантастической идеей», сравнив с утопическим проектом магистрали на Аляску или тоннелем Сахалин — Япония (такой имелся в планах). И дело тут даже не в технических трудностях, а в том, что для существования железной дороги в регионе нет ни пассажирской, ни грузовой базы. Проще говоря, нечего и некого возить.
Республика Тыва
Из далекого северо-востока перемещаемся на юг к отрогам Саянских гор. Тыва — единственный российский регион, который ближе всего подошел к реализации железнодорожного сообщения с «большой землей». Дорогу здесь не построили, потому как Тыва до 1944 года была де-юре независимой республикой, небогатой по бюджету. Проложить магистраль собственными силами она не могла, а после вхождения в состав СССР цели такой инженеры не ставили. Причина, как и в случае с Камчаткой, заключалась в отсутствии грузов к вывозу.
Однако в 2000-х годах всё поменялось. Был разработан проект 400-километровой трассы от станции Курагино в Красноярском крае до столицы Тывы города Кызыла. И вроде бы все согласования прошли, одобрения получили, даже В. Путин в 2011 году самолично вбил золотой символический костыль в шпалу около Кызыла. Но как проложили в 2012 году один километр пути, так он и ржавеет в настоящее время, смотря обрубками рельсов в сторону Красноярского края.
Причины просты: первая — нет денег; вторая — тувинский уголь дорог по добыче, а с учетом перевозки его цена будет неконкурентоспособна. Итог: в 2021 году Правительство РФ распорядилось заморозить стройку до 2026 года.
Республика Алтай
Горный Алтай — одно из самых популярных туристических мест России. Добираться туда несложно: либо на машине по хорошей трассе, либо самолетом в Горно-Алтайск. Зачем региону нужна еще железная дорога, если и так все хорошо?
Оказывается, нужна, и проекты 120-километровой магистрали от Бийска до Горно-Алтайска прорабатывались еще с царских времен. Но вначале помешала Первая мировая война, затем Гражданская, потом проект отложили до лучших времен, внезапно поняв, что малонаселенному Горному Алтаю стальная колея в общем-то и ни к чему. Лишь развитие туризма в регионе вернуло советских инженеров к проекту дороги вдоль русла реки Катунь.
120 километров в масштабах Сибири — это пустяк. Проект разработали и утвердили, однако строительство так и не начали. Вернулись к обсуждению в 2007 году, но завязли в спорах о том, как должна пройти дорога — напрямую в Горно-Алтайск или с ответвлениями в Белокуриху и к игровой зоне «Сибирская монета». Меняются губернаторы, уходят на пенсию проектировщики, а «рабочие группы» все обсуждают и оценивают варианты. Может, это и хорошо, ибо уникальной природе Алтая стальная магистраль только повредит.
Ненецкий автономный округ
Это единственный регион европейской части России, где нет железной дороги. А ведь она здесь нужна, так как в недрах Ненецкого АО находятся разведанные запасы нефти и газа. Однако до недавнего времени регион твердого автомобильного сообщения не имел, чего уж говорить о железнодорожном. В 2023 году ввели в эксплуатацию трассу от Нарьян-Мара до Усинска, которая связала округ с «большой землей». Теперь настал черед стальной магистрали.
Собственно, для транспортировки углеводородов она не нужна, а вот для подвоза грузов к месторождениям — очень даже. А если еще построить глубоководный порт в ненецком поселке Индига на берегу Баранцева моря, то значение магистрали возрастает многократно. Собственно, проект такой имеется. Он называется Баренцкомур (Баренцево море — Коми — Урал) и предполагает строительство магистрали от будущего порта Индиги (Ненецкий АО) до Сургута.
Дорога признана перспективной, и ее строительство заложено в стратегию развития РЖД до 2035 года. Так что не исключено, что когда-нибудь ненецкие оленеводы будут гонять свои стада через рельсы, как это делают сейчас их ямальские соседи через самую северную в мире железную дорогу 👇: