Похоронные обычаи народов Севера

Погребальные обряды народов Севера
Народы Севера России приняли христианство еще при царской власти. Однако языческие традиции похорон они пронесли свозь столетия.

Похоронные традиции северных народов в основном похожи друг на друга. Это неудивительно, учитывая схожий образ жизни и природные факторы. Так, в условиях вечной мерзлоты выкопать полноценную могилу было всегда сложно, поэтому некоторые народы оставляли своих умерших лежать на земле, а некоторые практиковали «воздушное погребение», размещая гробы на деревьях.

Но всё же у каждого северного этноса в похоронных обычаях были свои особенности, иные из которых могут удивить, а то и шокировать жестокостью и отношением к факту смерти. Часть из них применяются и поныне. Например, ритуальное сожжение. Кажется, такое существует только в Индии. Ан, нет. На Чукотке тоже.

Чукчи. Сжечь или оставить на земле

В потустороннем мире жизнь устроена так же, как и на земле. Так считают чукчи, поэтому переход из состояния жизни в состояние смерти для них не наполнен трагизмом. На чукотских похоронах не принято плакать. Наоборот, родственники и провожатые устраивают во время погребения различные игрища — борются, мажут друг друга золой и всячески веселятся.

До сих пор у береговых чукчей, живущих, например, на северо-востоке Камчатки, сохранились традиции огненного погребения. Вообще, исстари у чукчей было два вида захоронения — сожжение и оставление тела на земле. Причем, кого как хоронить решали старейшины в зависимости от того, как умер человек. Но в любом случае начало обряда всегда было одинаковое: умершего обряжали в кухлянку из оленьих шкур с глубоким капюшоном, закрывавшим лицо. Прощание с усопшим сопровождалось принесением в жертву оленей и большим ритуальным костром. Сегодня оленей никто просто так не убивает (да и мало их на севере Камчатки), но вот остальные традиции соблюдаются неукоснительно.

Речь идет о способе похорон. Если это оставление тела на земле, то процесс происходит на специальном родовом месте, как правило, на возвышенности. Ровная площадка обкладывается камнями, образуя погребальную ограду по форме тела. Покойника кладут туда и потом старательно режут (портят) на нем всю одежду. Рядом помещают вещи умершего. После поминок, которые со стороны похожи на обычный коллективный праздник, люди уходят от места погребения. Но на следующий день они обязательно возвращаются проверить состояние тела. Если захоронение разграбили хищники, то это считается хорошим знаком.

Сожжение происходит по тому же сценарию. Перед поджиганием женщины, назначенные распорядителями похорон, вспарывают кухлянку умершего (в начале XX века вместо этого вскрывали живот покойного). После зажигают огонь, и родственники уходят подальше (им нельзя наблюдать за сожжением). За горением смотрит специальный человек, который потом рассказывает близким, как все прошло (существует большое количество примет, связанных непосредственно с сожжением).

Коряки. Сесть на покойного

У коряков до наших дней сохранился реликтовый обычай «присаживания» на покойного. Ритуал впервые описала историк и археолог Людмила Хаховская, побывавшая на похоронах в Северо-Эвенском районе Магаданской области в 2011 году. Умершего обряжают в одежду из шкур, обматывают талию жгутом из трав и кладут на пол в доме. После этого начинается обряд прощания. Родственники и близкие заходят в комнату, обходят усопшего по часовой стрелке, а потом ненадолго садятся ему на грудь верхом лицом к лицу. При этом сидя на теле надо обязательно отведать ритуальное угощение и сделать глоток чая.

После ритуала «присаживания» следует ритуал «переступания». По обе стороны от покойного садятся две женщины, назначаемые «воронами» — проводниками из мира мертвых. Каждый из тех, кто до этого «присаживался» на грудь, теперь должен переступить через тело умершего. При этом «вороны» берут в свои руки руки покойника и постукивают ими по ногам переступающих. А еще и издают звуки, похожие на карканье ворон.

Расшифровать обряд у ученых так и не получилось, так как его смысл не знают даже старейшины. По предположениям постукивание по ногам живых означает некое прощание с этим миром. Ну а сами похороны у коряков проходят так же как и у чукчей, только они чаще практикуют кремацию.

Ненцы. Кладбища под запретом

Северные народы финно-угорской группы сожжение не производят. В отличие от чукчей и коряков, ненцы хоронят своих умерших на специальных кладбищах, называемых «хальмерами». Вот только могилу они не роют, а оставляют тело на земле в специальном гробу, который выглядит для непосвященного человека весьма необычно. Это деревянная прямоугольная конструкция, скрепленная горизонтальными и вертикальными планками. При этом вертикальные значительно возвышаются над гробом. Между ними иногда устраивают перекладину, куда подвешивают колокольчик.

В такой гроб кладутся личные вещи покойного, а рядом размещается крупногабарит. Например, нарты или снегоход. При этом перед тем, как положить вещи в могилу или оставить их рядом, родственники портят предметы, чтобы ими нельзя было воспользоваться. С одной стороны, это соответствует религиозным убеждениям (в потустороннем мире всё наоборот, и неисправные или непригодные вещи становится новыми). С другой стороны, разумная предосторожность против мародеров.

Рядом с захоронением приносят в жертву оленей. Раньше их оставляли живыми вместе с закрепленными нартами, обрекая на голодную смерть. Сейчас просто режут рядом с гробом. При этом кладбища ненцев представляют собой некую запретную зону. По представлению народа туда нельзя ходить и уж тем более что-то трогать руками. Это считается вторжением в загробную жизнь, и тот кто посмел нарушить покой мертвого, вскоре сам умрет. Именно поэтому кладбища ненцы устраивают в труднодоступных местах вдали от поселений (день пути на нартах).

Нганасаны. Могила на нартах

Нечто похожее в отношении кладбищ существует и у нганасанов. Только этот народ никогда не изготавливал гробы, даже такие необычные, как у ненцев. Они просто оставляли своих покойных на нартах в специальном месте, считавшимся священным и запретным.

Но до этого снаряжался «скорбный караван». На ведущие нарты помещали тело покойника, заваливая его при этом ветками наподобие чума. А на последующих нартах размещали имущество и утварь умершего. В особом месте оленей распрягали, приносили их в жертву, а нарты оставляли как есть. Нганасаны считают, что после смерти чистая половина человека (его душа) уходит в подземный мир под семь слоев льда. А нечистая остается на могиле. Именно поэтому места захоронения представители этноса обходят стороной и никогда не приближаются к брошенным нартам.

Ханты. Домики и куколки

А вот у хантов похороны проходят по привычному и традиционному обряду с гробом, рытьем могилы и православным крестом в изголовье. Необычным является лишь внешнее оформление. Раньше вырытую яму никогда не закапывали, а просто опускали в нее гроб и оставляли как есть. Лишь сверху на него помещали сваленные в беспорядке вещи покойного и личную утварь. При этом предметы обязательно портили (по тем же соображением, что и у ненцев).

В современное время яму присыпают землей, но без могильного холмика. Вместо него ханты устанавливают деревянное сооружение в виде домика с двускатной крышей из досок.

Интересное происходит потом. По приходу домой изготавливают маленькую куколку, в которую по поверьям хантов помещается душа покойного. Ее называют иттарма, и хранят в жилище в течение пяти лет. При этом заботятся как о живой — кормят, одевают, укладывают спать. По прошествии этого срока иттарму кладут в могилу покойного.

Еще одной отличительной особенностью похоронной традиции хантов можно считать уру — маленькие амбарчики на столбах или высоких пнях. Они похожи на птичьи кормушки, так как не имеют одной стены. Внутри помещается куколка наподобие иттармы. Такие конструкции сооружают рядом с кладбищем и только для тех, кто умер неестественной смертью. По представлению хантов, если человек погиб в результате несчастного случая, то его душа опасна и может забрать с собой кого-нибудь из близких. Поэтому уру нужна для того, чтобы помещать в нее подарки и угощения с целью задобрить душу несчастного.

Изготовление куколок в честь умерших не есть уникальная традиция хантов. Такое практикуется у разных народов на далеких континентах. Например, в Африке, где ритуальные куколки умерших близнецов — это не только память, но и средство выживания и даже шантажа 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий