Вопрос неожиданный и может, для кого-то очевидный: «Чем отличается конь от лошади?» Распространенный ответ соотносит различия с полом животного. Мол, конь — это существо мужского пола, а лошадь — женского. Но это не так, ибо для лошадиного гендера существуют четкие обозначения: жеребец (мерин, если животное кастрированное) и кобыла. А различия между лошадью и конем заключается в том, что слово «конь» имеет литературный и даже поэтичный окрас (старую беспородную клячу конем не назовут).
Есть и еще одно отличие: «конь» — это боевая единица. И несмотря на то, что со времен Великой Отечественной войны конная тема осталась как рудимент кавалерийского прошлого, эти славные животные продолжают нести службу в современных силовых структурах. Министерство обороны, МВД, ФСБ, МЧС и Федеральная служба охраны — в штате этих организаций в общей сложности находится свыше тысячи лошадей. Чем же они там занимаются? Начнем с наглядного и хорошо всем известного использования «лошадиной силы».
Всадники общественного порядка
Отряды конной полиции появились в России еще в 1802 году, в то время как в остальной Европе — в середине XIX века. Продолжают традиции пионеров служебного коневодства и в современном МВД. Сейчас в Москве находится самое крупное кавалерийское подразделение в Европе, в котором служат 250 лошадей. Имеются аналогичные подразделения и в других крупных городах России: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Новосибирске, Перми, Красноярске.
Основная функция кавалерийских патрулей — охрана мест отдыха и парковых зон. Там, где не проехать на машинах, но при этом нужна скорость и маневренность. Дополнительно конные патрули участвуют в охране общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий. Например, на футбольных матчах или концертах. Это только со стороны кажется, что всадник на лошади бесполезен для разгона толпы. На самом деле рассекание большого скопления людей лошадьми весьма эффективно. При виде полицейского верхом участники драки из чувства самосохранения останавливаются.
Люди тоже понимают, что это лошадь. У них у каждого человека есть в подсознании боязнь. Они машину могут не бояться, потому что ей управляет человек. А здесь, когда гражданин смотрит на сотрудника полиции верхом, он останавливается. Понимает, что у лошади есть свой мозг, и она может сделать что-то непредсказуемое.
Из интервью замкомандира первого кавалерийского батальона, майора полиции Д. Умникова.
Но эффективной работе лошадей в условиях городского мегаполиса предшествует длительное (полуторагодовалое) обучение. Сначала на конных заводах страны отбирают трехлеток (в основном лошадей орловской рысистой, тракененской и буденновской пород), а потом тренируют и учат не бояться внешних раздражителей: толпы, взрывов петард, махания флагами, поджога фаеров. После этого специальная комиссия проверяет готовность к службе по охране порядка на улицах. Лошадь экзамен может и не пройти. В этом случае ее отправляют на повторное обучение, после которого принимают окончательное решение.
В полиции лошади «служат» до 18 лет, а затем их списывают и распределяют по конным клубам для катания малышей. К слову, отбор людей в кавалерийские подразделения не менее строгий, вот только идут туда в основном девушки, а нужно, чтобы было 60% мужчин и 40% женщин.
Кремлевские кавалеристы
В 1962 году для съемок масштабной эпопеи «Война и мир» Сергею Бондарчуку понадобилась конная массовка. Взять ее было неоткуда, поэтому специально для фильма создали 11-й отдельный кавалерийский полк, главной «боевой» задачей которого стало участие в съемках. Не только «Войны и мира», но и таких фильмов, как «О бедном гусаре замолвите слово», «Бег», «Белое солнце пустыни». Подразделение входило в структуру Министерства обороны, имело штатную численность в 1240 лошадей и служили в нем солдаты-срочники.
Но в 90-х Мосфильм, на содержании которого находился полк, посчитал его «непозволительной роскошью» и отказался от непрофильного актива. И ждало бы 11-й кавалерийский полк полное расформирование, кабы не Федеральная служба охраны, под крылом которой он и оказался.
Наследник конного подразделения сейчас называется «Кавалерийский почетный эскорт при Федеральной службе охраны». В его составе 108 лошадей, требования к которым весьма жесткие: строго определенные породы, масти (вороная, гнедая, караковая) и высота в холке (162–165 см).
Увидеть их может любой: с июня по сентябрь по субботам в 12:00 на Соборной площади Московского Кремля происходит церемония развода пеших и конных караулов Президентского полка. А помимо этого, кремлевские кавалеристы участвуют в Параде Победы, фестивалях военных оркестров и часто выезжают за рубеж. Конно-представительские функции весьма недешевы (около полумиллиона рублей в год на лошадь и всадника), но национальный престиж несоизмеримо дороже.
Горные помощники
История горных стрелковых частей в России началась еще с XIX века, когда императорская армия воевала на Кавказе с имамом Шамилем. Тогда русские солдаты легко теряли ориентацию на высоте, в то время как горцы прекрасно ориентировались на местности. Вот так и возникли на Кавказе подразделения «горных гусар». Полноценной их наследницей можно считать сегодняшнюю 34-ю отдельную мотострелковую горную бригаду, сформированную в 2006 году.
Но речь не совсем о ней, а о единственном в России вьючно-транспортном взводе в составе бригады. В нем служат 80 лошадей карачаевской и монгольской породы. Они легко адаптируются в условиях кавказского высокогорья и могут совершать переходы по 90 километров, неся на себе груз до сотни килограммов. Понятно, что на высотах свыше 3000 метров эти показатели снижаются, но в ходе учений вьючные подразделения прекрасно показали себя и на высоте 5000 метров. Груз, который они переносят, особым секретом не является — в основном это боеприпасы и нетяжелая военная техника (например, минометы).
Есть лошади и в другом военном подразделении — уже в средней полосе России. Речь идет о Рязанском десантном училище, где 10 лет назад был открыт конноспортивный комплекс. В нем содержится около 60 лошадей, на которых десантники обучаются навыкам верховой езды. И это нормально, так как «голубой берет» должен быть обучен воевать в любых условиях. В том числе и верхом на лошади.
На страже рубежей
Протяженность сухопутной границы России составляет свыше 22 тысяч километров. Порой погранзаставы находятся в таких сложных местах, что перемещаться там возможно только пешком и на лошади. И речь идет не обязательно о горных районах — Кавказе и Алтае. Но и о болотистых местах в пересеченной местности — например, в Приморье, Карелии или Забайкалье. Вот тут на помощь пограничникам и приходят лошади буденновской, карачаевской и хакасской пород.
Точное число несущих службу пограничных лошадей ФСБ не раскрывает, но зато известно, что их обучением занимается Центр конной подготовки Федеральной пограничной службы в Ростове Ярославской области (работающий с 2002 года). От прочих подобных заведений он отличается тем, что курсантов там учат не только верховой езде, но и холодной ковке, а также ветеринарным навыкам.
Конные спасатели
В 2014 году в Сочи в районе хребтов Ажек и Алек пропал сотрудник географической экспедиции. На его поиски выдвинулся местный спасательный отряд, сформированный по принципу «с миру по нитке» в количестве 11 человек. За сутки они нашли ученого — тот провалился в расселину и сломал ногу. А вот дальше начались сложности. Сутки группа мучилась, вытаскивая пострадавшего, преодолевая с ним горные речки и поваленные деверья. А потом все-таки вызвала конно-спасательный расчет. Трое спасателей на лошадях аккуратно усадили пострадавшего в седло запасной лошади и через 15 километров вывезли его к автомагистрали. Пешая группа, несшая ученого на руках, преодолела бы это расстояние не меньше, чем за день.
Сегодня в конной поисково-спасательной службе МЧС России насчитывается более 60 лошадей. Подразделения дислоцированы в Сочи (с филиалами в Геленджике и Архызе), в Вологде (там находится научно-учебный центр МЧС «Вытегра»), в Ногинске Московской области и в Абакане.
Конные расчеты спасателей задействованы в операциях в горнолесной местности и на пересеченном рельефе, где невозможно использование иного вида транспорта, включая вертолет. Если речь идет о пострадавшем, то на специальных носилках верхом его транспортируют до ближайшей дороги. А в основном же конные подразделения МЧС используются для доставки спасателей, грузов и оборудования к месту производства работ.
Есть лошади реальные — спортивные, спасательные, войсковые. А есть и деревянные. Причем в последнем случае это не просто палка между ног с косматой гривой, а настоящий спортивный снаряд, на котором даже ставят рекорды 👇: