Томас Кук — человек, придумавший туризм

Первый туристический тур родился как результат борьбы против пьянства, которую вел молодой британский проповедник Томас Кук.

Вопрос «кто придумал туризм?» может вызвать недоумение. Туристические путешествия сейчас кажутся настолько естественными, они так органично вплелись в нашу жизнь, что вопрос об их изобретателе сродни вопросу «кто придумал работать?» Ну действительно, разве может быть у туризма первооткрыватель, ведь путешествовать по миру – это так естественно, что тут ничего не нужно придумывать.

Однако у отрасли, которая по доходам уступает разве что добывающей промышленности (а для некоторых стран и вовсе является главной), есть свой основоположник, своя «икона» туризма. Человек, который в далеком XIX веке придумал первый туристический тур, первую организованную поездку, первую экскурсию и первый пансион. Имя его — британец Томас Кук.

Пьянству – бой, копейку – в дом!

Родился он в 1808 году в городке Мелборн в графстве Дербишир. Отец мальчика умер, когда тому не было и трех лет. Отчим был человеком набожным, и когда Томасу исполнилось 8 лет, отдал его в школу при местном монастыре. В 17 Кук принял крещение и стал полноправным членом церкви баптистов. Занимался он тем, что ходил по деревням и проповедовал жителям, неся им свет веры. За это парень получал небольшую зарплату в церкви в количестве 10 шиллингов в неделю, чем безмерно гордился.

В 1830 году он женился, у пары родилась дочка и миссионерских денег перестало хватать на жизнь. Тогда Томас устроился плотником, но проповедовать не бросил. Наоборот, он стал обучать юных прихожан в воскресной школе. Еще одним приложением его сил была борьба с пьянством. Делал Томас Кук это бесплатно, но с огромным моральным удовлетворением.

В ту пору в Англии пьянство действительно стало настоящим бичом общества. Чтобы противостоять импорту дешевого иностранного бренди, правительство разрешило перегонку спирта на дому. Стоило самодельное пойло очень дешево и лилось рекой в каждом трактире. Типичные рекламные вывески на них гласили:

Пьян — за пенни; мертвецки пьян — за двухпенсовик; чистая солома — бесплатно.

Глядя на спаивание народа Кук испытывал благородное негодование и не жалел своего красноречия. При его содействии в округе стали открываться общества трезвости, в которые силами ораторского таланта молодого проповедника вступало все больше и больше людей. В 1839 году общество стало издавать свой журнал, у Кука появились последователи и ученики. Но все равно деятельный миссионер считал, что его усилий для искоренения пьянства недостаточно.

Прокатиться с ветерком

В 1840 году в Англии открылась железнодорожная ветка, связавшая города Дерби и Рагби. Была железная дорога в ту пору невиданной диковинкой – обыватели толпами шли смотреть на паровозы, рельсы и вагоны, с восхищением качали головами, но прокатиться на «адской машине» отказывались – и дорого, и страшно.

И тут Томас Кук неожиданно понял, как ему можно использовать технический прогресс. Он решил отвезти членов местного общества трезвости на съезд в соседний город. И не на конных экипажах (что было тогда единственным междугородним средством передвижения), а на поезде. Молодой проповедник договорился с местным железнодорожным обществом, оплатил поездку 500 своим соратникам (получив при этом существенную скидку), предварительно съездил в город Лафборо, где намечалась встреча, и условился об организации питания и проведении митинга. Кроме этого Кук напечатал рекламные плакаты и буклеты. В общем, молодой человек подошел к делу очень ответственно.

День 5 июля 1841 года можно с полным правом считать датой рождения туризма. В 11 часов утра 570 членов общества трезвости погрузились в 9 открытых вагонов и под звуки духового оркестра отбыли со станции Лейстер в соседний Лафборо. Ехать было недолго – расстояние между городками составляло 12 километров, – но эта поездка произвела на «трезвенников» неизгладимое впечатление. Ехали все стоя, держась друг за друга и за края открытых вагонов. Но неудобство компенсировала скорость и ощущение причастности к техническому прогрессу. Приехав в Лафборо, поборники трезвости провели трехчасовой митинг, отобедали сандвичами с чаем и поучаствовали в культурной программе, которая включала в себя крикет и танцы. Назад вернулись к 11 вечера – вся станция была заполнена горожанами, которые ждали приезда своих земляков.

Успех первой акции вдохновил Кука на новые подвиги – уже вскоре он организовал вторую экскурсию уже не для трезвенников, а для всех желающих. Стоимость билета составляла весьма демократичную сумму – один шиллинг для взрослого и шесть пенсов для ребенка. Экономически это были невыгодные предприятия – дохода они не приносили ни Куку, ни железной дороге. Но ж/д администрация таким образом привлекала внимание к новому средству передвижения, а Кук просто работал за идею – ему нравилось доставлять людям удовольствие, а от новых горизонтов и возможностей захватывало дух.

Весь мир под козырьком ладони

А их открывалось немало. Уже в 1845 году экскурсии, организованные Куком, стали регулярными. Лозунг, придуманный им: «Железные дороги для миллионов!» украшал витрины пабов, магазинов и общественные здания. Владельцы дорог за столь масштабную популяризацию предоставляли Куку скидки, что позволяло привлекать к путешествиям людей даже с самыми ограниченными финансовыми возможностями.

Год спустя он стал организованно вывозить людей в Шотландию и Уэльс. Предварительно Кук договаривался с отелями и гостиницами о заселении, ночлеге и завтраке для своих подопечных. Не забывал он и о культурной программе – перед каждой поездкой лично изучал все достопримечательности маршрута, а потом красочно их описывал в рекламном буклете.

Энергия Кука была поистине поразительной. Ему удалось уговорить несколько крупных английских землевладельцев открыть свои старинные замки для посещения – туристические поездки в эти места имели небывалый успех. Одновременно он договорился с профсоюзами об отчислении рабочими ежемесячно небольшой суммы денег в кассу. А взамен по истечению года рабочий получал туристическую путевку в Лондон на торгово-промышленную выставку. Благодаря этому ее посетили 165 тысяч человек.

В 1855 году Кук впервые организовал для туристов поездку в Париж. Здесь он предусмотрел буквально каждую мелочь. Заранее несколько раз лично проехался по всему маршруту, договорился о скидке с судовладельцами, подписал контракты с французскими гидами, отельерами, рестораторами, издал несколько красочных буклетов и путеводителей. Итог закономерен – ошеломляющий успех.

В 1865 году Томас Кук открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев – родину их предков. В 1868 году организовал паломничество на Святую Землю. К этому времени его контора насчитывала несколько сот человек, ее отделения были открыты во всех крупных европейских городах, в Америке и на Ближнем Востоке. В 1869 году туристам Кука покорился Египет, в 1870 году Индия. А венцом его туристической деятельности стал первый кругосветный тур, организованный в 1872–1873 году. Он длился 222 дня. За это время путешественники преодолели 25 тысяч миль.

В чем была причина такого грандиозного успеха Томаса Кука? Во-первых, тщательная организация маршрутов. Он лично проверял многие из них, на месте договариваясь об организации размещения и досуге. У него всегда все работало точно и безотказно, как швейцарские часы. А во-вторых, Кук никогда не гнался за прибылью. «Отцу туризма» искренне доставляло удовольствие заниматься любимым делом – дарить людям комфортный отдых и принимать от них слова благодарности. Билеты в его экскурсионные туры за счет скидок и имени их организатора были доступны буквально всем. Судите сами – стоимость самого первого кругосветного тура составляла всего 183 фунта 18 шиллингов – это около 200 сегодняшних долларов.

Кстати, когда в 1892 году Томас Кук умер, его состояние оценили всего в 2,5 тысячи фунтов стерлингов. А вот сын, продолживший дело отца (он умер спустя 7 лет после кончины Кука), оставил после себя имущества уже на 660 000 фунтов стерлингов.

Сегодня туристическая компания «Thomas: Cook & Son» – крупнейшая и самая уважаемая на Британских островах. По своим экономическим показателям она вторая в Европе и третья в мире. Это утверждение было справедливо до 2019 года. К сожалению, старейшая туристическая компания мира не выдержала испытание «медными трубами» — вследствие неэффективного управления она обанкротилась. Так что теперь можно смело подвести черту под детищем Томаса Кука – человека, который искренне любил свое дело и людей, чей отдых он умел организовывать на безупречном уровне.

Мир знает двух великих людей по фамилии Кук. Второй – Джеймс Кук, павший от руки туземцев на Гавайских островах. С легкой руки Владимира Высоцкого многие считают, что мореплаватель был съеден дикарями. Но так ли это на самом деле? ?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий