Как спали русские крестьяне

Если говорить коротко, то как попало. То на сундуках, то в стогу, а то и просто на земле. Но были у русских крестьян и свои "сонные" традиции

В средневековой Европе культура сна отсутствовала напрочь. В спальню превращался полностью весь дом и на его полу люди устраивались как могли. Нередко спальные места оборудовались «по месту работы» – прачка спала у корыта, конюх в конюшне, кухарка у печки.

Эта привычка сохранялась вплоть до XX века. И хоть в позднее средневековье в быту людей появилась кровать, но на ней продолжали спать так же вповалку. Все просто – ложе было одно, и вся семья устраивалась на нем согласно определенным правилам. Например, у ирландцев спальная последовательность выглядела так: подальше от дверей у самой стены ложится старшая дочь, за ней остальные девочки, посередине мать с отцом, дальше сыновья, а с самого края старики или гости дома.

Однако русская культура сна кардинально отличалась от европейской. Достаточно сказать, что привычные кровати в крестьянских семьях появились лишь в XX веке. А до этого в русской избе все спали в строго своих, определенных «локациях». Что же это были за места?

Зоны комфорта

Самое главное сооружение русской избы – без сомнения, печь. Вокруг нее вращался весь быт крестьянской семьи. Печь использовали не только для обогрева. На ней готовили пищу, в ней мылись, хранили утварь и, конечно, на печке спали. Именно печная лежанка была самым удобным и комфортным местом для сна. Она долго оставалась теплой, что особенно было важно в холодное время года. На печи в русских избах спали, как правило, старики, но и молодежь тоже любила понежиться в комфорте.

Второе спальное место – полати. Так называли деревянные полки, которые располагались между печкой и противоположной стеной. Порой их сооружали высоко под потолком, дабы жар от печи, поднимаясь наверх, долго обогревая это место. На полатях было так же тепло и уютно, поэтому на них отдыхали в основном дети. Младенцы же спали в люльках, которые подвешивали к потолку. А подростки, как и взрослые, размещались на сундуках и лавках. Они-то и были третьим по комфорту местом для сна.

Как выглядела русская изба? Печь располагалась обычно слева от входа. Между ней и одной стеной находился бабий кут, а с другой стороны полати. Бабий кут – это важное пространство. Там женщины готовили еду, хранили кухонную утварь и занимались рукоделием. Там же и спали либо на лавках, либо на сундуках. Этот закуток всегда был огорожен занавеской, и даже глава семьи избегал заглядывать за нее.

Справа от входа находился мужской угол, или, как его еще называли, коник. Там стояла широкая скамья, на которой мужик плел корзины, ремонтировал обувь, хранил инструменты по хозяйству, встречал и усаживал гостей. Спал он тоже на этой лавке.

Также в хате в обязательном порядке имелся красный угол – самое светлое и чистое место, в котором висели иконы и вышитые полотенца. Ну и обеденный стол, куда без него. Вот и вся обстановка русской избы. И никаких комодов, табуреток и кроватей. Максимум сундук с добром и лавки вдоль стен, на которых и сидели, и спали.

Спать крестьяне могли не только на лавках – если была теплая погода, то можно было запросто устроиться и в сарае, и на сеновале, и на мешках с мукой. Одним словом, где тебя сморило, там и постель твоя будет.

С местами разобрались, а что по времени – как долго спали крестьяне и сколько раз в день?

Рваный сон

Весной и летом крестьянину приходилось много работать – по 15–17 часов в день. Поэтому день его начинался засветло и при таком графике недосып был обычным делом. Компенсировали его коротким послеобеденным сном. Если крестьянин работал в полях, то ложился либо на землю, либо в телегу. Такой вид отдыха был не просто прихотью, а обычаем, без которого о хорошей работоспособности даже речи не шло.

Зимой другое дело. Хоть работы было меньше, но сон все равно делился на две части. Днем обычные заботы по хозяйству – скотина, дрова, домашняя работа. После ужина вся семья ложилась спать. Проходило примерно пять часов, все просыпались и вновь принимались за дела. Были они домашними без выхода из избы – утварь починить, одежду подлатать. Кто молился, кто игрался – в общем, всем было чем заняться. Так продолжалось примерно до трех часов ночи, а потом семейство снова укладывалось кто куда и спало уже до восхода солнца.

Одежда

Раздеваться для сна в крестьянских семьях было не принято. Не существовало также специальной одежды – спали в том, в чем ходили днем по дому. Ученые считают, что это было связано с древнерусскими традициями. Сон у наших предков приравнивался к переносу души в иной мир. А появиться там нагим было никак нельзя.

Впрочем, это лишь одна из версий. Кто-то полагает, что одетыми спали просто потому что до начала XX века крестьяне были незнакомы с таким понятием, как постельное или нательное белье для сна. Другие возражают, что одетый сон – это всего лишь форма защиты от насекомых, которых в деревенских избах было предостаточно.

Как бы то ни было, в русских деревнях все спали одетыми, а бабы еще и в головных платках. Вместо матрасов у них были либо старая рогожа, либо тюфяк, набитый соломой. Под головой армяк, зипун или шуба. Они же служили и одеялом, когда становилось холодно.

Это уже позже, когда в русских избах появились кровати, для сна стали использовать перины. Но они служили больше предметом роскоши и показателем статусности. Высокие перины и мягкие подушки в русских деревнях еще долго составляли часть приданого невесты, с которым она приходила в новую семью.

Но и без одеял, перин и подушек крестьяне на Руси спали с комфортом. Простая пища, постоянные физические нагрузки формировали, как бы сейчас сказали, здоровый образ жизни, который делал сон крепким, а нервы здоровыми.

В искусстве спать крестьяне были довольно неприхотливы. То же относилось и к хранению денег. Сделать заначку где-нибудь в щели между стен и потом забыть где именно? Запросто 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий