Гризодубова, Осипенко, Раскова: три летчицы и одна Родина

Женский беспересадочный перелет на восток
Три отважные летчицы на крыльях самолета «Родина» в экстремальном полете принесли стране мировой рекорд, а себе — всесоюзную славу.

Тот день 25 сентября 1938 года был холодным и пасмурным. Парашют, запутавшийся в ветках кедра, не позволил Марине удачно приземлиться. Да и о какой удаче могла идти речь, когда под тобой бескрайнее море зеленой густой тайги. Но ЧП не произошло, она сумела освободиться от строп и мягко спрыгнула на землю. «Куда идти, где я нахожусь, в какой стороне сел самолет с девчонками», — мысли вихрем кружились в голове. «Так, стоп, я же штурман, — встряхнула головой Марина, — прекратить панику и сосредоточиться. Если все нормально, то мне обязательно дадут знак». И словно в подтверждение ее мыслей в тишине таежного леса прогремел выстрел.

Но эхо, взметнувшееся среди сопок, обмануло Марину. Пошедшая, как ей казалось в направлении выстрела, она не нашла ни подруг, ни самолет. А в кармане комбинезона была только плитка шоколада.

Спустя десять суток блужданий посреди бескрайней и безлюдной тайги можно было прекратить гадать о судьбе самолета, а задуматься о собственной участи. Но Марина упорно шла вперед, пила из родников, ела ягоды, экономила драгоценный шоколад и верила, что она обязательно найдет и самолет, и свой экипаж…

Даёшь рекорды!

Молодое советское государство любило ставить рекорды. А особенно связанные с авиацией. Уже состоялся беспересадочный перелет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку, уже благополучно завершился сверхдальний перелет через всю страну из Москвы на Дальний Восток советского экипажа в составе Владимира Коккинаки и Александра Бряндинского. Но этого было мало. Советское руководство решило вслед за летчиками-мужчинами отправить в беспересадочный полет на край страны и женский экипаж, дабы установить первый в мире подобный рекорд.

Технически осуществить задуманное представлялось несложно – в СССР к тому времени уже имелись обученные опытные женщины-пилоты. Взять хотя бы Валентину Гризодубову – к своим 29 годам она имела за печами уже 5 мировых рекордов в женской авиации. Именно она и смогла уговорить лично Сталина, попав к нему на прием, дать добро на новый мировой рекорд – грандиозный и беспрецедентный. Добро было получено. В состав экипажа вошли три лётчицы.

Валентина Гризодубова. К 1939 году налетала шесть тысяч часов. Ее отец, один из первых русских авиаторов и авиаконструкторов Степан Гризодубов, сызмальства приучал дочку к небу, беря ее в полеты уже с двухлетнего возраста. Привязывал малышку к себе ремнями и поднимался в воздух. К главному событию своей жизни Валентина уже была хорошо известна всей стране, состояла в рядах Красной Армии, была членом Верховного Совета и имела два ордена за установление мировых рекордов.

Полина Осипенко. Она, в отличие от Гризодубовой, сделала себя сама. Простая крестьянка, научившаяся читать и писать, увидевшая первый раз в жизни самолет, который внепланово сел за околицей села, она с тех пор страстно «заболела» небом. Написала письмо Наркому обороны Ворошилову с просьбой зачислить ее в летную школу, окончила ее, и к 1938 году имела за плечами пять мировых женских рекордов.

Марина Раскова. 27-летняя сотрудница НКВД стала штурманом полета. Как потом неоднократно говорила Гризодубова в интервью и воспоминаниях, она была «рекомендована» сверху. Однако Раскова тоже обладала солидным багажом теоретических и практических знаний. Рекордами она похвастаться не могла, но из всех троих технически была наиболее грамотным специалистом.

«Родина» для троих

Лететь предстояло на бомбардировщике АНТ-37, который специально для сверхдальнего перелета подвергли существенной реконструкции. В самолете демонтировали все вооружение, поставили дополнительные топливные и масляные баки, изменили конструкцию кабины. Но главным была идеологическая составляющая – самолет участвовал в установлении рекорда, поэтому и выглядеть он должен был соответствующе. На выкрашенном серебристой краской фюзеляже нанесли красные звезды и крупную надпись «Родина».

И если с самолетом и экипажем вопросов не было, то вот с датой вылета все никак не могли определиться. В середине лета в районе озера Хасан на Дальнем Востоке развернулись боевые действия против японских милитаристов. Поскольку маршрут полета пролегал как раз в тех местах, вылет «Родины» постоянно откладывали. Гризодубова уже стала сомневаться, что его разрешат, ведь на дворе уже стоял сентябрь. Еще немного, и на востоке ляжет снег, а это значит ждать до следующего года. Но все обошлось – вылет назначили на 24 сентября 1938 года.

Экстремальный полет

В 8 часов утра с Щелковского аэродрома НИИ ВВС в небо поднялся самолет «Родина» с тремя летчицами на борту. И практически сразу начались проблемы, повалившиеся впоследствии как из рога изобилия.

Примерно через 150 километров полета машина вошла в сплошную облачность, которая потом продлилась практически до самой посадки. Над Уралом отказала вся радиоаппаратура – и приемная, и передающая. Дальше – хуже. Вот что вспоминала Валентина Гризодубова:

Когда началось обледенение, Марина открыла форточку, чтобы счистить иней со стекол, и… все полетные карты выдуло за борт. Так наш самолет стал не только глухим, но и слепым.

Командиру пришлось вести самолет исключительно по приборам. Больше всего Валентина боялась уклониться вправо и случайно пересечь государственную границу. Но обошлось, границу «Родина» не нарушила, зато существенно отклонилась влево от заданного курса. К вечеру сквозь облака ненадолго показалась земля, но определить местонахождение самолета штурману не удалось. Смогла она это сделать только ночью при помощи звезд. После этого курс немного скорректировали. Но все равно «Родина» пролетела мимо Комсомольска-на-Амуре, где была конечная точка маршрута.

Из облачности удалось вырваться только ближе к обеду 25 сентября. Под крылом самолета плескалось обширное водное пространство – Тугурский залив Охотского моря. Гризодубова развернула «Родину» на 180° и полетела в обратном направлении. По расчетам топлива должно было хватить еще на три часа полета и нужно было искать место для посадки. Но неожиданно загорелась лампа расходного бака – горючего оставалось всего на полчаса.

Командир экипажа решилась на вынужденную посадку с убранным шасси прямо на болотистую почву дальневосточной тайги. При этом Гризодубова отдала приказ Расковой эвакуироваться с парашютом. Дело в том, что при такой посадке очень сильно могла пострадать кабина штурмана, которая находилась в носовом отсеке и была почти полностью остеклена.

Сели удачно. Как потом вспоминала Валентина, «ни одного стеклышка не разбили». Сразу после приземления Гризодубова залезла на крыло и выстрелила из пистолета, чтобы задать Марине Расковой направление движения. Но эхо от выстрела оказалось такой силы, что штурман пошла совсем в другую сторону.

Спасти всех

Тем временем в Москве уже вовсю развернулись поиски. В небо поднялось 50 самолетов, в тайгу вышли десятки поисковых отрядов – и военных, и гражданских. «Родину» обнаружил 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5. А уже через три дня до самолета сумела добраться Марина Раскова. Обессиленная, замерзшая, потерявшая один унт, она сумела правильно определить курс и вышла на правильный путь. Помогли ей сориентироваться поисковые самолеты, настойчиво кружащие в небе.

Уже 12 октября девушек доставили в Комсомольске-на-Амуре, а оттуда по реке они добрались до Хабаровска и уже на поезде до Москвы. В столице летчиц-героинь встречали овациями. Их везли в Кремль в открытой машине, а москвичи бросали в кортеж цветы.

Несмотря на неудачно завершившийся полет, рекорд, тем не менее, был признан международной комиссией ФАИ. 2 ноября 1938 года экипаж малой «Родины» Родина большая удостоила званий Героев Советского Союза.

По-разному сложилась судьба девушек. Валентина Гризодубова продолжила полеты, воевала на фронтах Великой Отечественной, дослужилась до звания полковника и в мирное время трудилась в гражданской авиации. Умерла в 1993 году в возрасте 84 лет.

Полина Осипенко погибла спустя полтора года после установления рекорда во время учебно-тренировочных сборов. Вместе с начальником летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым она отрабатывала полеты «вслепую». Самолет разбился над деревней Высокое Рязанской области.

Марина Раскова в годы войны была инициатором создания женских авиаполков, командиром одного из которых она стала. 4 января 1943 года Раскова погибла недалеко от Саратова при перелете на фронт под Сталинград после проведенного переформирования. Самолет Пе-2 разбился в сложных метеоусловиях около села Михайловка Саратовской области. Ей было всего 30 лет.

История установления лётных рекордов в СССР не всегда заканчивалась благополучно. Так, за год до полета Валентины Гризодубовой в небе над Арктикой пропал экипаж знаменитого летчика Сигизмунда Леваневского. Эту загадку исследователи не могут разгадать и по сей день 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий