Народная медицина существует и в наше время. Но сейчас основу ее терапии составляют лекарственные травы и настои. А вот полторы сотни лет назад народные методы лечения отличались куда большим разнообразием. И хоть в XIX веке появилась земская медицина, но крестьяне не доверяли дипломированному доктору, прописывавшему всем подряд одни и те же круглые таблетки (по мнению крестьян). Другое дело местный знахарь, который и про жизнь расспросит, и про болезнь выведает, и лекарство назначит «правильное» — вонючее, гадкое, но очень «сильное». Такое, например, как навозная ванна.
Спасительный навоз
Один земской врач из Орловской губернии так описывал увиденный им способ лечения простуды:
На пол, в избе ставят большую кадушку, сыплют туда овсяной мякины и лошадиного помета. Потом кипятят воду, льют ее в кадушку и накрывают дерюгой, чтобы все это распарилось. Когда вода мало-мальски остынет, больного сажают в кадушку, накрывают дерюгой, оставляя незакрытой одну голову, и держат так часа 3–4. Вынув из кадушки, больного кладут на печку и накрывают той же дерюгой, чтобы не остыл.
Навозная ванна — это радикальный способ лечения всего тела. Но коровьи экскременты крестьяне по совету знахарей использовали и локально. Болит в горле — нужно приложить навоз. Не дает покоя зубная боль — смешать навоз с колодезной водой и получившимся раствором полоскать рот. Укусы, ушибы, нарывы, ломота, чирьи, сыпь, бородавки и даже гангрена — от всего помогал спасительный навоз.
Иногда такие способы лечения приводили к смерти. Тот же самый врач с Орловщины рассказывал, что с навозными ваннами крестьяне иногда могли переусердствовать. Если взрослому оставляли открытой голову, то навозную кадку с ребенком накрывали полностью. Нередко от этого дети задыхались, но причину списывали на нечистую силу.
Приметы и лечение
Вообще, проделки нечистой силы признавались причиной многих заболеваний. Но не только. Несоблюдение огромного количества народных запретов, табу и традиций могли приводить к самым неожиданным исходам. Так, если у матери постоянно плачет дитя, то значит оно больно «щетинкой». Это болезнь, вызванная тем, что женщина во время беременности коснулась свиньи, и теперь младенец страдает от мелких щетинок по всему телу. Лечение — молитва и пар кипящей воды.
Сыпь по телу появляется, если посмотреть на такую на теле другого человека или попасть под «дурной ветер» с его стороны. Лихорадка, как считалось, начинается, если вместе с водой случайно проглотить лягушачью икру. Лечение — баня и дождевая вода.
Зубы болят от того, что во рту завелся «зубной червяк». Победить его можно описанным выше способом с применением «навозного настоя» или же градом — дождаться оного и стоять во дворе с закинутой головой и широко разинутым ртом.
Целительные стихии
Отдельная история с землей. Ею лечили серьезные болезни с частым летальным исходом. Если в деревню пришел мор (оспа), то больные по совету знахарей шли к домашним свиньям и натирали нательную одежду землей из свинарника. Разумеется, это не помогало, но у знахарей имелся ответ — «на все воля Божия». Лихорадку на Новгородчине лечили землей с могилы, натирая ею тело заболевшего. Землю нужного цвета прикладывали к змеиным укусам. Тут требовалась особая внимательность, поскольку цвета земли и змеи должны были совпадать. Ошибка в соответствии приводила к смерти (что и происходило при укусе гадюки). Альтернативой земле в случае змеиного укуса считались живые жабы. Их прикладывали к ранке и ждали, пока земноводное не умрет. Наготове была вторая жаба, третья, и так до тех пор, пока болезнь не отступит.
Самая безобидная стихия — вода. Причем не простая колодезная, а дождевая или даже роса. Ее считали лекарством от головных болей, глазных болезней и бородавок. Но самая сильная вода — «мертвячья» (слитая после обмывания покойника). Ее деревенские знахари хранили у себя и применяли в особо тяжелых случаях, когда не помогали ни заговоры, ни молитвы, ни натирания землей. Больного заворачивали в холстину, смоченную в «мертвячьей» воде, оставляли так на несколько часов, а после вели (или несли) в баню, где густо парили, изгоняя хворь. Вообще, баня помогает при определенных болезнях, но крестьяне свято верили, что если после такой процедуры человек исцелился, то это целиком заслуга «мертвячьей воды».
Интересно использовали для лечения огонь. Да не простой, а «живой». Нет, им ничего не прижигали, а просто прыгали через него.
«Живой огонь» нес ярко выраженную очистительную роль и использовался как лечебное средство при море, пришедшем в деревню. Так, на Рязанщине, чтобы победить оспу, крестьяне собирались за околицей и приносили два сухих бревна. К одному приделывали ручки, как у двуручной пилы, и начинался утомительный процесс получения огня. Уставших подменяли отдохнувшие — главное было тереть непрерывно. Через 8–9 часов удавалось получить огонь. Из робких язычков пламени разжигали кострище и прыгали через него все по очереди, веря, что так можно победить ветряную оспу. А потом народ разносил «живой огонь» лучинами по своим избам и разжигал им печи.
Чеснок в рану и кирпичная крошка на перелом
Раз уж заговорили о домашних печках, то они тоже косвенным способом участвовали в лечении. При закрытых переломах, ушибах и вывихах в ход шло «кирпичное масло». Готовили его так: из задней стенки печи вынимали кирпич, он толокся в ступе до состояния порошка, потом туда добавляли конопляное масло, вываривали смесь на огне, завязывали в узелок и прикладывали к больному месту. Сила лечения тут заключалась в волшебных свойствах самой печи, которая была источником огня, тепла, пищи и обиталищем домового, что немаловажно.
А вообще «кирпичное масло» — это, пожалуй, самый безболезненный способ лечения ран в средневековой Руси, потому как остальные методы были откровенно садистскими. Прижигание — это еще ладно. А ведь крестьяне умудрялись присыпать раны толченым чесноком и всё той же могильной землей. А ожоги мазали вообще чем попало: медом, луковым соком, церковными чернилами, квасом, отварами.
Чертополох, полынь и коровья шкура
Но был и один действенный метод, который дожил и до наших дней. Имя ему уринотерапия. Особенно эффективной считалась детская моча. Она действительно помогала при ранах, так как содержала аммиак, а он является простейшим антисептиком. Но остальные способы употребления мочи — это полнейшая дикость, ибо ее по совету деревенского знахаря употребляли при куриной слепоте, сотрясениях и «падучей болезни» — эпилепсии.
Последнюю вообще лечили весьма изобретательно. В северо-западной Руси больного во время приступа били кустом чертополоха, опрыскивали святой водой и прогоняли болезнь сильным испугом. В центральных регионах одежду больного закапывали под камень, а самого его поили настоями полыни. И все это обязательно сопровождалось чтением заговоров и даже ритуальными действиями — очерчиванием круга с зажиганием по границе свечей, использованием магических амулетов и пр.
Еще одним способом изгнать болезнь считалось использование мертвых домашних животных. А точнее их шкур, в которые заворачивали больных лихорадкой. «В деревне Пухове, в двух верстах от Святых Гор долго хворал крестьянин чахоткою, — писала сотрудница этнографического общества из Пскова. — Видя, что ничего не помогает, он решился испробовать последнее средство. По совету ворожеи достали сырую кожу от только что павшей коровы и накрыли ею больного с головой, шерстью вверх и так плотно, что дышать он мог только с трудом. Под кожей больной пролежал с полчаса, пока ворожея читала над ним свой заговор».
Но как бы крестьяне не отрицали земских докторов, как не саботировали назначенное ими лечение, со временем наука взяла верх над дремучими суевериями. К началу XX века в деревнях сильно выросла популярность дипломированных врачей. Все чаще крестьяне обращались именно к ним, а не к бабкам-знахаркам. Хотя и те без работы не сидели. Однако дикие методы лечения постепенно стали уходить в прошлое. Сейчас нам в наследство от них остались лишь безобидные травяные настои, отвары, баня и крепкая водка с перцем.
Хотя по поводу последней стоит сказать особо. Бытует мнение о неискоренимом русском пьянстве, уходящим корнями в дремучее средневековье. Но это не так, и антиалкогольные российские бунты тому подтверждение 👇: