Циолковский: отец космонавтики или деревенский шизофреник?

Разоблачение Циолковского
Константина Циолковского считают ученым гением, предвосхитившим эру большого космоса. Но что такого сделал «отец космонавтики»? А ничего.

Историю пишут победители. Именно они сделали Константина Циолковского основоположником теоретической космонавтики, великим изобретателем и гением-самоучкой. Этот миф настолько прочно укоренился в народном сознании, что большинство людей воспринимает его как аксиому, не делая попыток разобраться в сути вопроса: а что такого полезного и важного сделал Циолковский? За какие заслуги его в советские годы вознесли на пьедестал, сделали «отцом космонавтики», а в новую эпоху отгрохали музей его имени и нарекли город при космодроме «Восточный»?

Пенсия от Ленина

Признание Циолковского советской властью началось почти сразу после революции и произошло не просто так. Стране требовались такие вот «самородки от сохи», которые были при царизме никем, а при советской власти получили почет и уважение. Мичурин — яркое тому подтверждение. А Циолковского как раз в царское время нещадно критиковали в научном сообществе за его фантазерство и утопические проекты.

В Советском правительстве никто не разбирался в реальных достижениях гения из Калуги. Ему достаточно было иметь «группу поддержки» из земляков и некоторых полуграмотных советских командиров, которые используя свои связи и аргументацию, основанную на мифах, сумели впихнуть фамилию 60-летнего «ученого» в список о назначении персональной пенсии. Его подписал сам Ленин, и этот факт впоследствии и стал главным в возвеличивании Циолковского.

Самоучка из рязанской деревни

Титул основоположника теоретической космонавтики предполагает техническое образование, знание термодинамики, не говоря уже о материаловедении, гидравлике, да и в целом математики. Какой багаж знаний имел Циолковский? А никакой. Сын мелких дворян из Рязанской губернии, он не блистал учебой в гимназии. Виной была глухота, полученная в восьмилетнем возрасте как последствие перенесенной скарлатины. Из-за нее 12-летнего Костю сначала оставили на второй год, а потом и вовсе отчислили. Недостаток образования мальчик наверстывал бессистемным, но запойным чтением книг и домашним ремесленничеством.

Следующий этап жизни — московский. Отец дал Константину денег для поступления в техническое училище, но Циолковский и не думал учиться («что я мог сделать там со своей глухотой?»). Вместо этого он присылаемые из дома деньги тратил на книги и материалы для опытов, питался кое-как, ходил в обносках и днями пропадал в библиотеке, где читал все, что попадалось под руку: с утра — книги по точным и естественным наукам, вечером — художественную литературу и публицистику.

Но долго так продолжаться не могло, поэтому будущему гению все же пришлось вернуться домой, где при помощи отца он стал репетитором. Собственно, на этом теоретическое образование Циолковского можно считать законченным. Сам он в одной из своих работ писал: «Учителей у меня совсем не было, а потому мне приходилось больше создавать и творить, чем воспринимать и усваивать». И что же он «сотворил», какие законы, формулы, теории вышли из-под его пера?

Циолковский и «железные птицы»

Самая первая научная работа Циолковского —«Теория газов». К сожалению, рукопись до наших дней не дошла, зато имеется рецензия, сделанная Менделеевым. Тот возглавлял Русское физико-химическое общество, и в ответ на работу Циолковского сообщил, что кинетическая теория газов открыта 25 лет назад Максвеллом, Клазиусом и Больцманом.

Но Циолковского данный факт ничуть не обескуражил. Он продолжал открывать Америку и изобретать велосипед. Собственно, все его научные наработки не являются оригинальными, а лишь повторяют придуманное, изобретенное, доказанное кем-то когда-то. Мало того, многие расчеты Циолковского ошибочны и оторваны от реальности. Вот лишь некоторые из них.

Цельнометаллический дирижабль. Честно говоря, название уже звучит бредово. Полностью железная махина, наполненная газом, должна была, по утверждению Циолковского, обладать вполне приличными ходовыми свойствами. На деле же проект не был теоретически обоснован и больше представлял собой научно-фантастический замысел, совершенно нереализуемый на практике. Кто-то воплотил его в жизнь? Нет. Ни при жизни Циолковского, ни после его смерти.

Самолет-моноплан. «Разработка цельнометаллического свободнонесущего моноплана с толстым изогнутым крылом есть крупнейшая заслуга Циолковского перед авиацией», — пишет его биограф Космодемьянский. Лукавит биограф, называя словом «разработка» рисунок, который представил Циолковский в своей работе «Аэроплан или птицеподобная летательная машина». По сути, Константин Эдуардович угадал верно лишь форму, но не показал научно аргументированного расчета, за счет чего эта «птица» будет держаться в воздухе. Впрочем, формулы в его работе имеются, только они ошибочны, о чем еще в то время заявил основоположник аэродинамики Николай Жуковский.

Циолковский — изобретатель жидкостной ракеты. Неверно. В лучшем случае он может считаться одним из большого количества ее изобретателей. В 1896 году А. П. Федоров уже высказывал идею об использовании реактивного двигателя на однокомпонентном жидком топливе. А все наработки Циолковского в этой области носили характер догадок или фантазий, не обоснованных расчетами или экспериментами.

Циолковский и 512 ракет

Да и вообще, что касается ракет и космоса — это главный миф в возвеличивании Циолковского. Многочисленные советские статьи и современные материалы о его «наукотворчестве» наперебой трубят, что Циолковский первым придумал многоступенчатые ракеты.

Вранье. Уже в XVIII веке они существовали в проектах, а впервые патент на многоступенчатые ракеты получил Роберт Годдард в Америке в 1914 году. В 1923-м выходит книга немецкого профессора Оберта, в которой тот предложил двухступенчатую ракету для полетов в космос. Об этом пишет советская газета «Правда», знакомя читателей с возможностью покорения космических вершин. Но господин Циолковский, верный заветам булгаковского профессора Преображенского, не читает советских газет. И не только до обеда, а вообще. Он разродился своей многоступенчатой ракетой лишь в 1927 году.

Да и то, его идея практического полета в космос вызывает не улыбку, а удивление своей бестолковостью и пренебрежением к человеческой жизни. Судите сами. Циолковский предложил запустить в космос 512 ракет, которыми управляют 512 пилотов. Когда топливо наполовину израсходуется, ракеты каким-то образом стыкуются попарно, и половина аппаратов переливает остаток топлива в другие. Пустые ракеты при этом падают (с пилотами, разумеется), а остальные летят, пока опять не выработают полбака. И так далее. Космоса при этом достигает одна ракета с одним пилотом.

Этот бред показался диким даже популяризатору работ Циолковского Якову Перельману, который написал в своей рецензии: «Да надо их соединять, ракеты! И тогда не понадобятся 512 пилотов, а хватит одного, и проще будет отбрасывать отработавшие ракеты».

Циолковский и теория жизни

И что характерно, Циолковский заинтересовался космосом отнюдь не из-за научных целей. Полеты в стратосферу и выше стали прикладной частью его философской теории, красиво названной впоследствии «научным космизмом». Но по сути это не космизм, а нацизм чистой воды. Вот цитата из Циолковского-философа:

Интересна мысль об искусственном оплодотворении женщин от высших мужчин без их участия. Полученное потомство опять оплодотворяется высшим мужчиной, и теоретически уже пятое поколение дает почти совершенство. Аналогия — племенной бык, преобразующий стадо… Всякие низшие животные и несовершенные люди вроде калек, преступников и так далее совсем не должны быть нигде. Они умирают без потомства, умирают тихо и счастливо.

Суть философской теории Циолковского заключалась в том, что человек — это атом. И когда он умирает, эти атомы рассеиваются по Вселенной и потом случайным образом вселяются в другие живые существа. Так начинается их вторая жизнь в новом обличье. Если умершее существо было счастливым, значит, и атомы будут счастливы, и новая жизнь нового существа тоже будет счастливой. Если атомы несчастны — наоборот. Поэтому задача современного человечества заключается в том, чтобы уничтожить всю несчастную жизнь не только на Земле, но и в космосе. Поэтому и нужны ракеты.

И вот этот шизофренический бред любители, почитатели и последователи Циолковского возводят в ранг новой и передовой философской теории. Но почему именно шизофренический?

Гений или больной?

На этот счет можно привести в пример полный набор симптомов, характерных для шизофреника, которыми обладал Циолковский. Это и галлюцинации (всерьез убеждал окружавших, что в небе светится слово «рай», а вокруг людей живут гуманоиды, видимые только ему). Это и странности мышления, и социофобия, и рождение маловероятных ассоциаций. Да и сам Константин Эдуардович не скрывал того, что болен, признаваясь в одной из рукописей: «Я получил нервное расстройство, такое сильное, что совсем разучился бегать, и это отразилось на моих детях». Что он имел в виду? А то, что два его сына покончили жизнь самоубийством, третий хотел проколоть себе барабанную перепонку, чтобы стать таким же гениальным, как его отец. А четвертый был слабоумным и жил полностью под родительской опекой.

Но вернемся к научным заслугам Циолковского, хотя разбирать там, по сути, нечего. Ракетодинамика? Нет ни одного решенного уравнения, а расчеты базируются на школьном курсе физики. Теоретическая космонавтика? Откуда тут возьмутся знания, если Циолковский обладал базой на уровне курса математики нынешней средней школы? Он даже символы в формулах писал по-русски, чем порядком затруднял написание рецензий, ибо никто не мог понять, что там выводит «калужский гений».

Да какой он отец космонавтики, если не внес никакого вклада в становление ракетной отрасли? Таким же «отцом» можно назвать Жюль Верна с его фантазиями о полетах в космос. В действительности же серьезные работы по ракетам как в СССР, так и в США начались с создания в 30-х годах ФАУ-2, к которой Циолковский не имеет никакого отношения.

Так кем же был Константин Циолковский? Гением науки, предвосхитившим свое время? Нет. Циолковский — это пропагандистский миф, бывший необходимым сугубо по идеологическим мотивам. Глухой, малограмотный, не владевший высшей математикой, не знавший иностранных языков, не знакомый с зарубежной литературой и современным уровнем науки, фантазер и сказочник — вот кто такой Константин Циолковский.

Коллега Циолковского Николай Морозов тоже почитался в Советском Союзе как великий ученый. А еще пропагандистские мифы его зачем-то отправили в окопы Великой Отечественной, сделав из Морозова снайпера-академика и самого старого участника войны 👇:

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Географ и Глобус
Добавить комментарий