Самая красивая трамвайная сеть России

Что может быть красивого в трамвае или рельсах, по которым он идет? "Всё!" — уверенно ответят жители хакасского поселка Черемушки.

Южная часть Хакасии знаменита своими природными и рукотворными достопримечательностями. В первую очередь это туманные пики Западного Саяна, которые раздвигает плечами извилистый Енисей. Во вторую — национальный парк Шушенский бор на границе тайги и лесостепи. В третью — циклопических размеров Саяно-Шушенская ГЭС. Есть и еще одна достопримечательность, обычно ускользающая от внимания туристов.

Это самая красивая трамвайная сеть России, которая связывает гидроэлектростанцию с поселком энергетиков Черемушки. Кроме того, что она проходит по живописному берегу Енисея, почти вплотную у к горам, это еще и самый молодой трамвай страны и единственный из всех — бесплатный.

Железнодорожная переделка

Такого красивого обрамления трамвайного движения нет больше нигде в России. Мы привыкли к тому, что трамвай — это сугубо городской вид транспорта, и сопутствующие ему пейзажи являют собой архитектуру городских улиц или частного сектора. Есть, конечно, трамвай в Пятигорске, идущий по рельсам на фоне гор. Есть сеть в Златоусте, которая по крутизне напоминает американские горки. Но трамвай в Черемушках — это нечто особенное. На одном конце его колеи находится сам поселок, и здесь трамвай как настоящий городской транспорт. На другом конце рельсы упираются в громаду плотины ГЭС. А между ними расположены километры потрясающих пейзажей, где путь идет вдоль узкой береговой полоски, зажатой между клокочущим Енисеем с одной стороны, и отвесной скальной стеной с другой.

Необычна история этого трамвая. Первоначально при строительстве Саяно-Шушенской ГЭС к месту возведения плотины протянули железнодорожную сеть от находящегося в ста километрах севернее Абакана. После сдачи объекта линия оказалась не нужна, и ее демонтировали на всем протяжении. Хотели выкорчевать рельсы возле самой ГЭС, но в чью-то светлую голову пришла идея организовать на этом участке пассажирское движение для доставки энергетиков к месту работы (а это пять километров).

Недолго думая, линию электрифицировали, и специально под нее в Ленинграде изготовили особые «двусторонние» вагоны серии 71-88Г. От обычных они отличаются тем, что имеют две кабины и пассажирские двери, которые открываются на обе стороны. По заказу произвели сначала четыре таких вагона, а потом дополнительно еще два. Сейчас они и составляют весь трамвайный парк Черемушек. Сеть открыли в мае 1991 года, и система оказалась последней в СССР, а следовательно, самой молодой в России.

Движение в сети организовано чётко. Во-первых, оно однопутное, и значит идет челночным способом. Во-вторых, вагоны ходят по строгому расписанию, которое выдерживается неукоснительно. Первый трамвай выходит из депо в 6:45. Потом ему компанию составляет «система» — два соединенных вместе вагона. В пиковые утренние и вечерние часы они едут друг за другом с интервалом 15 минут. У трамвайной сети нет разворотных колец, объездов и оборотных тупиков, поэтому достигнув конечной точки, вагоны через определенное время едут в обратном направлении.

В течение дня по рельсам курсирует один трамвай со строгим интервалом в 60 минут. Кажется, что это много, но для жителей 7-тысячного поселка вполне достаточно. Пенсионеры пользуются городским транспортом для поездки в магазин и поликлинику, а владельцы дач и гаражей — к южной окраине поселка, которая называется «Вторая терраса».

Именно оттуда из кустов и леса неожиданно выныривает железная колея. Первые два километра путь идет через город, но не по центру, а ближе к западному краю. А потом выходит на самую живописную часть маршрута, проходящую вдоль Енисея. Именно на ней, когда вагон максимально прижмется к реке, вдруг неожиданно впереди возникает громада плотины с огромными бело-сине-красными буквами «РОССИЯ» чуть ниже гребня. По мере приближения к ней возникает ощущение, что эта бетонная громада нависает со всех сторон, а впечатление усиливают почти отвесные горы, в которые плотина вгрызается по краям.

Впрочем, оценить всю ее мощь вблизи не получится. Предпоследняя остановка называется «Мемориальный комплекс», и на ней нужно выходить всем тем, кто не имеет отношение к СШГЭС. Дальше пост охраны, проволочные заграждения и режимная зона. Для туристов и путешественников вблизи остановки оборудована прекрасная смотровая площадка, построенная на небольшом мысу, и памятник покорителям Енисея. К слову, обозревать плотину ГЭС можно не только с этого места. Чуть выше в горах есть еще одна смотровая площадка, и вот уже с нее видно гребень плотины, а главное — ширь водохранилища за ним. И только в таком вот сравнении двух водяных уровней и можно оценить масштаб самой высокой плотины России.

Но вернемся к трамваю, хотя дальше уже не так интересно. Проехав еще одну (восьмую по счету) станцию, он заезжает на конечную, которая располагается прямо у ворот электроцеха при машинном зале станции. В нем есть небольшое депо, в котором по мере необходимости проводят капитальный ремонт вагонов.

Бесплатно для всех

И хоть прошло уже больше 30 лет с момента пуска трамвая, вагоны выглядят как новые. Нет никакой облупившейся краски, грязных стекол, истершейся резиновой изоляции пола и изрезанных сидений. Трамвай сияет чистотой и своим ярким красным цветом выделяется на зелено-голубом фоне окрестной природы. Вообще, он выглядит очень контрастно и неожиданно для этого места. Если ничего не знать о существовании трамвая, то рельсы около плотины ГЭС не вызовут удивления — подумаешь, железная дорога. Таких промышленных тупиков полным-полно около гидротехнических объектов. Но вот на них появляется ярко-красное пятно трамвая, и сразу накатывает волна удивления. Типичный с виду городской вагон? Здесь? Да еще и по железнодорожным рельсам? Это что-то нереальное.

Еще больше можно удивиться, узнав, что проезд в Черемушкинском трамвае бесплатный, и был таким всегда. Его изначально создавали как ведомственный вид транспорта, но поскольку все жители Черемушек так или иначе связаны с СШГЭС, то деление на «своих» и «чужих» бессмысленно в принципе. Единственное ограничение наложили на период пандемии — с 2020 по 2022 год трамвай возил только работников электростанции. Но теперь им вновь пользуются все желающие.

Вот такая уникальная трамвайная сеть существует на просторах страны. Зажатая между Енисеем и Саянами, обслуживающая работников самой крупной ГЭС России, она по-настоящему уникальна. И не только своей молодостью и бесплатным проездом, но и изумительной природой вокруг, которая резко контрастирует с рукотворной твердыней, взметнувшейся в самое небо.

Гигантская плотина Саяно-Шушенской станции известна не только своими размерами и интересными инженерными решениями. Но и трагедией, случившейся на ней в 2009 году 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий