Страшнее вуду. Африканский культ ньяу

В африканском культе ньяу до сих пор практикуются ритуальные убийства во имя прекращения засухи или просто, чтобы всем было хорошо.

Многие знают про культ вуду. Колдуны, которые мастерят фигурки людей, а затем прокалывают различные их части длинными играми, дабы реальный человек испытывал страдания. Да, необычно, да, страшно. Но эти «развлечения» в подметки не годятся особому религиозному культу ньяу, который распространен в Юго-Восточной Африке.

Кто такие ньяу? Этого никто не скажет. И не потому что о ньяу не принято говорить, а просто потому, что ни один коренной житель не знает, кто реально скрывается за страшной маской. Колдуны ньяу прячутся на кладбищах, а под покровом темноты выходят на африканские дороги, входят в африканские села в образах диких зверей и страшных духов. На них надеты маски, грубо имитирующие человеческие черты и оттого пугающие. Их тела обмазаны глиной и грязью. А когда кто-то в селении умирает, они исполняют вокруг тела страшный танец смерти, который может длиться не один день.

О ньяу очень мало сведений. В первую очередь потому что разглашение секретов этого тайного братства раньше всегда каралось смертью. Ньяу – это культ или даже некая религия. Одновременно движение ньяу подобно секте со страшными ритуалами, дикими танцами и вселяющими ужас масками.

Культ ньяу зародился тысячи лет назад среди народов банту, которые заселяют весь центр и юг Африки. Согласно легенде, все живое на земле создал бог Чауту, который первоначально жил вместе с людьми и животными. Но вот люди познали огонь, и Чауту разгневался. Он ушел на небо, бросив на произвол судьбы своих подопечных. Единственной связью с богом остались только души умерших предков. Они по поверьям банту могут спокойно перемещаться между землей и небесами и рассказывать Чауту обо всех просьбах живых – о дожде, урожае, удачной охоте… А воплощением духов на земле и являются ньяу – особые колдуны, которые своим танцем доносят до верховного божества все просьбы и чаяния народа.

Ньяу – это не совсем религия в привычном понимании этого слова. У культа нет своих жрецов, капищ и идолов. Если взять среднюю деревню юго-востока Африки, то в ней течет обычная жизнь и нет никаких ньяу. На вопрос о колдунах жители лишь пожимают плечами и отводят глаза – нет у них никаких шаманов. Лукавят, конечно. Ньяу может быть их отец, брат, сосед – кто угодно. В обычной жизни они тщательно скрывают свою принадлежность к культу и ведут повседневную жизнь.

Но как только в селении кто-то умирает, полям грозит засуха, а тощие коровы перестали давать молоко, как в одну ночь в деревне появляются ньяу. Они возникают ночью в страшных масках, кто на ходулях, кто в обличье зверей. Кстати, маски символизируют все людские грехи и добродетели – тщеславие, глупость, жадность, похоть, доброту, скромность… Ньяу не просто приходят в деревню, они начинают свой дикий танец, который называется «Гуле Вамкулу». Описать его довольно сложно – под монотонный бой барабанов ньяу, одетые в мешковатые одежды с неизменными масками на голове, кружатся в немыслимых пируэтах, поднимая пыль. Так они напрямую общаются с духами предков. Культисты издают при этом пугающие нечеловеческие звуки, катаются по земле в исступлении – одним словом, классическая одержимость как она есть.

Местные боятся ньяу. И не зря. Ведь каждый, на ком надета маска, ведет себя как подобает тому духу, которого он изображает. Если это маска злости, то такой ньяу может запросто избить встреченного им человека. Если маска обжорства – отобрать еду, маска похоти – изнасиловать. А «добрые» маски наоборот, поют детям колыбельные и одаривают их гостинцами. Тем не менее младенцы все равно ревут от страха при виде «доброй» маски, а родители стараются убрать их подальше.

Ньяу изображают не только духов предков, но и зверей. Для этого они втайне (как правило, на кладбищах, куда бояться ходить местные жители) плетут каркас такого животного, чтобы в подходящее время залезть в него втроем, а то и вчетвером и изображать дух такого зверя. Поэтому на деревенских площадях танцуют не только маски, но и гигантские лошади, змеи и верблюды.

Самый страшный и опасный ньяу имеет свое имя. Его зовут Гуле Гвампини и ему позволительно убивать людей. И что самое дикое, все убийства носят исключительно ритуальный характер. Логика у народа банту проста – если долго нет дождя, то виноват плохой человек. Кто будет плохим – неизвестно. Может вон тот пастух, а может эта молодая мать. Коллективный разум деревни может назначить «плохим» любого ее жителя. И когда в поселение входят ньяу, то дни несчастного сочтены. Дом его разорят, а Гуле Гвампини лично убьет «плохого человека». После этого должен обязательно пойти дождь, носящий очистительную функцию. И что странно, всегда идет.

Полиция, следствие, суд? Помилуйте, о каком правосудии может идти речь, если полицейский, что допрашивает свидетелей, мог вчера сам, обмазанный грязью с рогатой маской на голове принимать участие в расправе. Кого привлекать к ответственности – слона, змею или духа гордыни? Так попробуй пойми, кто из них кто. Ведь при свете солнца все снова становятся любящими отцами, послушными сыновьями и кроткими пастухами.

Справедливости ради стоит отметить, что ритуальные убийства сейчас практикуются все реже и реже, да и завеса тайны, которая покрывала все эти годы культ ньяу, уже почти спала. Теперь ритуальные пляски в размалеванных масках – это больше дань традиции и часть шоу для готовых заплатить туристов. Но все же иногда даже в африканских некрупных городах можно встретить интеллигентных людей – врачей, инженеров, учителей, которые проводят ночи напролет в диких танцах, поднимая руки к небу и взывая к богу Чауту, чтобы тот сменил гнев на милость и послал лучики счастья и добра на их землю.

В мире существует немало культов, которые современному человеку кажутся необычными и странными. Чего стоит хотя бы культ поклонения самолетам среди туземцев, которые их в глаза никогда не видели 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий