Культ умерших близнецов в Африке

Сделать куклы вуду умерших близнецов и растить их как живых. Нет, это не африканская сказка, а реально существующий обычай в Бенине.

Рождение близнецов для большинства семей — приятное и удивительное событие, которое часто называют «чудо в квадрате». Но трепетное отношение к этому факту существует не везде. Африка с ее этническим многообразием удивляет архаичными взглядами племен на рождение близнецов, их жизнь и даже смерть.

По статистике больше всего близнецов рождается в развивающихся странах, к коим можно с уверенностью отнести многие африканские государства. Социологи выяснили, что больше всего двойняшек появляется в странах Центральной и Западной Африки. Лидирует здесь небольшое государство Бенин — 28 пар близнецов на одну тысячу новорожденных. И в то же время в нем один из самых высоких показателей детской смертности. Близнецы с одной стороны и младенческая смертность с другой привели в Бенине к появлению странного культа. Взращенный на ритуалах вуду, он удивляет и пугает одновременно.

От казни до почтения

Но перед тем, как рассказать о нем, стоит ненадолго остановиться на самом факте рождения близнецов. Ведь в Африке к нему относятся очень неоднозначно. В верованиях некоторых племен представлялось, что один из близнецов при рождении несет свет, а другой является порождением тьмы. Но как определить, кто из двоих носитель зла? Дилемма разрешалась просто — убивали обоих близнецов. А с ними заодно и мать, как отмеченную печатью злого духа. Так, например, до сих пор поступают в центральном Мадагаскаре, куда не доходят туристические тропы, а жизнь навсегда застыла в дремучей архаике.

В противовес этому у ряда африканских народов существует особое, почтительное отношение к близнецам, которое тоже базируется на вмешательстве потусторонних сил. Только тут они имеют другую, положительную направленность. Считается, что рождение близнецов знаменует начало нового цикла в жизни семьи — неприятности прекращаются, а колдуны обходят стороной. То есть двойняшки — это по сути живой «оберег» от злых духов. Именно так относятся к факту рождения близнецов в Западной и Центральной Африке. Например, в Бенине.

В этой стране принято ритуальное нищенство, которым занимаются матери и их подросшие двойняшки. Все просто — по поверьям близнецам нельзя отказывать. Опасно их сердить и гневить, а пожелания, сказанные детьми в порыве злости, обязательно сбудутся. Поэтому местное население охотно подает близнецам. И не только из-за страха, а и потому, что таким образом дарующему обязательно будет способствовать удача и процветание.

Но Бенин по уровню жизни занимает место в последней четверти списка всех африканских стран. Здравоохранение тут развито только в столице, а показатель детской смертности совсем недавно составлял 203 малыша на 1000 новорожденных. Дети умирают, не дожив и до пятилетнего возраста. В том числе и двойняшки. В этих условиях и получил свое развитие культ умерших близнецов.

Реинкарнация в дереве

Его основой является стойкое убеждение, что ребенок не умер. Физическая оболочка — да. Но вот дух малыша (или малышей) витает в воздухе, и его немедленно надо заключить в другую материальную сущность. Для этого родители как можно быстрее обращаются к колдуну вуду, который изготавливает или продает матери специально сделанные куколки. Отныне они и есть новая телесная оболочка ее умерших детей.

Фигурки очень примитивные, изготовленные из дерева с грубыми чертами лица и насечками на голове, изображающими волосы. Но это неважно — для матери они становятся настоящими детьми, о которых надо заботиться точно также, как и о живых. Кормить, мыть, своевременно укладывать спать и не оставлять надолго без присмотра.

Именно поэтому в Бенине можно встретить женщин, носящих у груди две деревянные фигурки, наряженные в пестрые тряпочки. «Это мои дети, и они вас просят о чем-то», — говорит такая мать, обращаясь к соседям. Что именно просят близнецы, неведомо. Но среди жителей Бенина принято не гневить двойняшек, даже если это просто неуклюжие деревянные куколки. Близнецам (а точнее их матери) дают подношения — часто в виде немудреной снеди и обязательно сладкой газировки. Почему именно она? Дело в том, что в вудуистских обрядах часто используется сахар. Сегодня его заменила фанта и кола. И если подающий хочет, чтобы в его жизни все было хорошо, желания исполнились, а колдовство обходило стороной, он поднесет куколкам что-нибудь сладкое.

Мама, в свою очередь, обязательно кормит куклы обычной земной едой, моет их в озере (причем, не гигиены ради, а для очистки от злых духов) и на ночь укладывает спать.

И такое трепетное отношение к фигуркам умерших близнецов длится не год и не два, а всю жизнь. Мать постарела, умерла, а куколки перешли детям, которые продолжают о них заботиться, правда, уже не так тщательно. Поэтому в некоторых бенинских семьях в домах можно увидеть целый пантеон деревянных фигурок. Часть из них побелели от времени и потеряли даже те немногие черты, которыми наделил их резчик. Но все равно куколки занимают свое место на полке или на столе. Разодетые в цветные одежды (ее, кстати, тоже продают на рынках вуду, и это целая индустрия), они рядами стоят в деревянных ящичках, смотря на мир истертыми глазами.

Хохови

Заботится о фигурках несложно. Если мать не успевает это делать, то помогают подросшие дети. Причем, им и в голову не придет играться, несмотря на сходство с куклами. Мужчины тоже участвуют в этом процессе. Только они используют деревянных близнецов исключительно как обереги. Когда глава семьи или старшие сыновья уходят на охоту или на заработки, они забирают с собой из «пантеона» парочку кукол, прототипы которых, возможно, умерли ни один десяток лет назад. Затыкая их за пояс штанов, мужчины верят, что близнецы принесут им удачу и обязательно защитят от бед и несчастий.

Стоит отметить, что ритуалу заключения духа умерших детей в деревянную фигурку подвергаются исключительно близнецы. Если происходит смерть «одиночных» детей, то похороны проходят по традиционному обычаю без вырезания куколок. Если умер ребенок в паре двойняшек, то обязанность заботиться о его деревянной реинкарнации целиком ложится на плечи брата или сестры.

Кстати, ритуальные куклы зовутся hohovi («хохови») и представляют немалую ценность для европейских коллекционеров. Особо желанны экземпляры, которым не один десяток лет. На аукционах цена на них достигает тысячи долларов, а то и выше. Дороговизна объясняется сложностью приобретения — ни одна бенинская семья по доброй воли не расстанется с хохови. Ведь для них куколки — это не только их умершие дети и дети их матерей, бабок и прабабок, но и хороший источник заработка. Причем, настолько прибыльный, что улицы бенинской столицы Порто-Ново наводнили просящие милостыню женщины с обязательными хохови на поясе или на груди.

И попробуй не дай подношение — близнецы обязательно проклянут, а это для любого мнительного бенинца очень страшно. Однако вся сложность ситуации заключается в поддельных хохови и фальшивых матерях. Ничто не мешает любой нищенке купить или изготовить самой две примитивные фигурки, нарядить их в тряпочки и угрожать скупым и равнодушным землякам и туристам различными карами. Явление приняло такой размах, что власти Бенина серьезно задумались над тем, чтобы законодательно запретить появление женщин с настоящими или поддельными хохови на улицах города.

Куклы-хохови на вид совершенно не страшны. Да и разве может кого испугать деревянная палочка, укутанная в разноцветные лоскуты? Другое дело куклы мрачного мексиканского острова недалеко от Мехико ?:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий