Ни одно событие в тропической Африке, будь то рождение или смерть, война или удачная охота, не обходится без мерного гула барабанов. Настойчивый, монотонный, иногда однообразный, барабанный бой, словно птица, летит от деревни к деревне, связывая между собой жителей, передавая новости и предупреждая об опасности.
И телеграф, и телефон
Европейцы называли африканские барабаны «лесным телеграфом». И в самом деле, для барабанного боя не было преград. Передаваемый от одного барабанщика к другому, мерный гул сообщал на большие расстояния самые разные сведения. Это до глубины души поражало колонистов. Так, когда в 1901 году в Англии умерла «великая белая королева» Виктория, сообщение дошло до побережья Западной Африки по телеграфу без задержек. А вот потом, новость, выстукиваемая на барабанах, со скоростью звука неслась вглубь континента. Множество английских чиновников вдали от портов узнавали ее от своих слуг за неделю до того, как туда добралось официальное сообщение.
В то время когда европейской почте требовалось 24 дня, чтобы дойти от устья реки Конго к ее истокам, по бесплатному телеграфу туземцев белые люди уже на третий день знали о прибытии в дельту реки кораблей из Старого Света, о количестве европейцев на их борту, о присутствии среди них торговцев и о многом другом.
Примеров, когда «лесной телеграф» помогал белым людям узнавать новости, можно привести очень много. А ведь барабанами пользовались племена, жившие в центральной части Африки задолго до прибытия туда первых колонистов. Вести о наводнениях, засухах, пожарах, миграции животных передавались на огромные расстояния от племени к племени.
Барабань, как говоришь
Долгое время язык барабанного боя оставался загадкой. Как это происходит, что за таинственная сигнальная азбука используется аборигенами? Европейцы не знали ответа. Было предположение, что это некая местная морзянка, которая при помощи чередования звуков разных тональностей передает нужные сведения. Оказалось, что нет. Существует настоящий «барабанный язык», принцип которого заключается в одной простой фразе — «барабань, как говоришь». Существует примитивная связь между тональностью языка и боем барабанов. Посредством него можно передавать самые простые слова и односложные фразы. И это именно слова, а не набор «точек и тире».
Такому языку нужно было учиться, поэтому роль барабанщика в африканских племенах всегда была очень высока. Умеющие понимать и передавать его, составляли особую касту, стоящую по уровню почитания ниже вождей, но вровень с колдунами и шаманами. Монотонный гул их больших барабанов всегда раздавался над водной гладью ночью или на рассвете. И этому было свое объяснений. Вода усиливает звук и способна транслировать его на расстояние до 30 километров. А жаркий тропический воздух днем распространяет звуки наверх, вместо того, чтобы нести их вширь, поэтому искусный барабанщик всегда обращался к своим слушателям в ночные часы.
В центральноафриканском племени ашанти тех, кто умел разговаривать с барабанами, нарекали титулом «божественный». Они занимали важное место при королевском дворе, хотя могли и пострадать, если передадут послание вождя неправильно (или на том конце его неверно истолкуют). Тогда «божественному барабанщику» просто отрубали руки и он навсегда лишался работы, почета и уважения. Сейчас такого не существует, но в современных полудиких племенах тропической Африки неосторожному барабанщику грозит потеря ушной раковины.
Тыквы, стволы, кости и шкуры
Изготовление барабана — это старинное и удивительное ремесло, которое можно сравнить с нашим литьем колоколов. В производстве участвуют самые разные материалы, пророй экзотические и пугающие. Например, «мужские» барабаны изготавливают по принципу каноэ, то есть выдалбливают из ствола дерева, оставляя толстой стенку. Тогда звук, издаваемый им, будет низким и гулким. А вот для «женских» барабанов используют уже кожу из ушей слона, которую натягивают на полый ствол дерева. Звук у такого инструмента получается высоким и тонким. «Мужской» и «женский» барабаны в племени ашанти всегда применяют парами, чередуя высокую и низкую тональность и составляя из нее слова и целые фразы.
Но это не всё разнообразие материалов. Барабаны делают из тыкв, но их просто применяют для аккомпанемента танцам. Есть еще барабаны «танге», которые изготавливают из бедренной кости умершего вождя и играют на нем при помощи бамбукового молотка. Барабаны «ндембо» состоят из целой шкуры антилопы, натянутой на каркас. Наверняка где-то в Западной Африке есть и барабан, изготовленный из кожи вероломного белого работорговца.
Велико количество барабанов в Африке и широк перечень сведений, которые они могут передавать. Это своего рода «междугородние звонки» по телефонной системе туземцев. Но существуют и другие способы передачи информации. И вот их принцип иначе как телепатией ученые объяснить не могут.
Говорящий дым
Южноафриканский писатель Лоуренс Грин рассказывал об удивительном случае, с которым он столкнулся, путешествую по пустыне Калахари на юге континента в компании проводника и нескольких бушменов. Однажды в полдень писатель увидел столб густого дыма впереди и сказал проводнику, что, вероятно, идти дальше опасно, так как в саване пожар.
— Это не пожар, — ответил проводник, задумчиво глядя на клубы дыма километрах в 15 впереди.
Он подозвал одного из бушменов и спросил у него, откуда этот дым. Старик объяснил, что впереди его соплеменники охотятся, и что они упустили одну антилопу бейзу и убили двух газелей. А еще недалеко от русла реки охотники набрали много дикого меду и кореньев.
— Это хорошо, — заключил старик. — Кода мы дойдем до них, будет готов обед и крепкий напиток.
Лоуренс Грин напряженно всматривался в клубы белёсого дыма и не мог различить в нем ничего особенного. Он столбом поднимался в небо и рассеивался в облаках. Обычный дым обычной формы…
— Как ты это понял? — спросил он у бушмена.
Старик не знал, что ответить. Он просто пожал плечами, а проводник пояснил, что это так называемое «радио Калахари», с помощью которого туземцы передают друг другу новости. И нет, с боем барабанов и азбукой Морзе это не имеет ничего общего. Дым бушменов — явление более загадочное.
Телепатия, интуиция?
Как потом удалось выяснить исследователям, в дыме костра не зашифровано никакой информации. Он лишь служит неким «призывом» и означает, что соплеменники, находящиеся на далеком расстоянии, хотят сообщить что-то важное. Завидев такой дым, бушмены просто сосредотачивают на нем свое внимание и вскоре узнают, что произошло у их товарищей за десятки километров.
То есть, считают ученые, речь может идти о телепатии. А дым — это некий «кристалл ясновидения», благодаря которому туземец может настроить себя на восприятие сообщений. Как выяснилось, посредством «радио Калахари» могут передаваться очень сложные сообщения. Они далеко не такие примитивные, как в случае с барабанным боем. Например, королю зулусов Кечвайо именно благодаря оперативной коммуникации долгое время удавалось вести успешные боевые действия против англичан в ходе англо-зулусской войны в конце XIX века. Сведения о дислокации противника и его боевых действиях молниеносно становились известны на всем обширном пространстве фронта. И все это посредством столбов дыма, поднимавшихся в небо посреди саваны.
Как это происходит — ответа на этот вопрос нет. «Я развожу костер для того, чтобы другие знали, что я уже начал думать, объясняет бушмен. — И они тоже начинают думать, пока наши мысли не совпадают».
«Читать» дым умеют далеко не все южноафриканцы, но, как полагают ученые, их достаточно много среди бушменов. Никто их искусству телепатии не учит, все приходит само собой. Причем, не всегда для этого нужен дым — в Южной Африке полно рассказов о том, как разная информация становилась известна за тысячи миль от места события. Что это — инстинкт, интуиция, шестое чувство? Может некое психическое состояние или транс, в который туземцы могут входить посредством дыма… Разгадка этого еще впереди.